Аспекты ГИС

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 3.00 (2 Голоса)

Организационные аспекты ГИС

В большинстве случаев проектирование и реализация прикладной ГИС предъявляет высокие требования к персоналу и техническим средствам. Можно выделить несколько стадий в разработке прикладной ГИС:

1. Осознание необходимости использования ГИС для решения поставленной задачи.

2. Получение поддержки вышестоящих и смежных организаций.

3. Разработка базового проекта, включающая: определение набора данных и их параметров, определения потенциала развития, определение потребностей в технических средствах.

4. Оценка системы: выбор и тестирование аппаратных и программных средств, анализ расходов и прибыли.

5. Реализация системы: завершение технического планирования, разработка прототипа системы и создание базы данных при финансовой и политической поддержке.

Обычный срок для реализации крупных проектов ГИС - 5 лет, но очень большое количество факторов влияет на скорость выполнения. Чаще всего задержки реализации происходят из-за ошибок в первоначальном выборе программного обеспечения или его неспособности решать дополнительные задачи, возникшие уже в ходе реализации. Эталонное тестирование - ключевой элемент для уменьшения риска при выборе базового программного обеспечения (ПО).

Предварительно отобранное, по основным техническим характеристикам, ПО испытывается на ограниченных наборах данных. Различают два типа эталонного тестирования: качественный тест и количественный. Качественный тест определяет, отвечает ли конкретное ПО необходимым требованиям и насколько оно удобно в использовании, включает ли оно, например, модули дигитизирования или построения буферов. Количественный эталонный тест определяет способность системы справляться с запланированной рабочей нагрузкой, например, сколько времени требуется на ввод 100 тестовых объектов и сколько потребуется на ввод 1.5 млн. запланированных.

Часто при разработке и внедрении крупномасштабных проектов необходимо обосновывать и доказывать их необходимость "лицам, принимающим решения". В этом случае пилот-проект является необходимым этапом реализации проекта. Пилот-проекты полезны для оценки затрат ресурсов, а также оценки аппаратных и программных средств, базы данных, аналитических процедур, поиска альтернативных вариантов. В ходе реализации пилот-проекта создается экспериментальная модель системы, при эксплуатации которой оцениваются качественные и количественные характеристики программного и аппаратного обеспечения, уточняются технологические алгоритмы и форматы конечного продукта (карт, отчетов, рекомендаций), проверяется надежность источников данных и способов их получения, проводится обучение персонала, составление смет и технических заданий.

Хотя действующий пилот-проект будет иметь значительную стойкость, полученный опыт и научно-методические наработки существенно снизят стоимость основного проекта. Территориальный охват пилот-проекта должен быть репрезентативен для региона, в котором предполагается развертывать блоки основного проекта.

Многие крупные ГИС-проекты могут быть осуществлены только в кооперации нескольких государственных организаций и служб при поддержке местных органов государственной власти. Здесь возникают следующие проблемы: где в организационных структурах размещать ГИС-технологию, как координировать действия при коллективном использовании этих дорогостоящих технологий. Даже если ГИС может быть организована как децентрализованный инструмент в пределах организации, централизованная координация использования ГИС все еще необходима для предотвращения избыточности в сборе данных или эффективного использования аппаратных средств. Местоположение менеджера ГИС и его штата в пределах общей организации будет затрагивать все аспекты взаимодействия остальных членов организации. Сюда входят: финансирование проекта, регулирование прав на исходные данные и конечную информацию, стандартизация данных и информатики, разделение доступа для различных групп пользователей и т. д.

Аспекты ГИС - 3.0 out of 5 based on 2 votes