Автоматизированные кадастровые системы

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.50 (3 Голоса)

Опыт разработки и внедрения автоматизированных кадастровых систем

Кадастровая деятельность в странах Западной Европы осуществляется в некоторых случаях еще со времен эпохи Возрождения. Наиболее часто кадастр применялся для построения системы налогообложения и регистрации прав на землю. Постепенно он приобретал новые функции, например, планирования и мониторинга землепользования.

В настоящее время земельный кадастр во многих странах постепенно переходит на системы многоцелевого назначения. В перечень основных информационных блоков типичной современной кадастровой системы можно отнести:

— геодезическую сеть;

— топографическую базу масштаба от 1:2000 до 1:25000;

— кадастровые планы, составленные по результатам кадастровой съемки;

— коды недвижимости;

— правовые, административные и налоговые данные;

— данные о природных ресурсах и использовании земли. В настоящее время кадастр постепенно переводится на автоматизированные системы, построенные на базе ГИС-технологий. В большинстве этих систем используются данные аэрофотосъемки для выявления границ участков землепользования и их последующей оцифровки. Создание широкой сети региональных и местных центров, использующих автоматизированные кадастровые информационные системы, позволяет оперативно проводить кадастровые съемки и обновлять существующие карты, обеспечивать потребителей достоверной и надежной информацией. Такие системы уже действуют в большинстве европейских стран - Нидерландах, Германии, Швеции, Дании, Франции и др.

Например, в Нидерландах автоматизированная сеть кадастровой службы обеспечивает доступ к информации о действительных правах на недвижимость и состоянии землевладений. Сюда входит:

— ведение общественной книги записей, содержащей все документы по залогу недвижимости;

— ведение кадастровой документации на право собственности;

— съемка границ землевладений;

— составление кадастровых карт с нанесенными участками землевладения.

Кроме этого, кадастровая служба Нидерландов участвует в обновлении и сохранении сети триангуляции, планировании новых землепользовании и создании крупномасштабных карт.

Основой для многоцелевого кадастра США служит точная геодезическая сеть, топографические карты, юридические записи о границах землепользовании и данные земельного учета. Система кадастра строится полностью децентрализованной (при наличии сети микроЭВМ) или централизованной с главной универсальной ЭВМ и децентрализованными сбором и обработкой данных. На базе имеющихся технических средств в США создаются земельные информационные системы, однако экономическая эффективность их внедрения не всегда оправдывает связанные с этим расходы. Поскольку в каждом отдельном штате имеются свои собственные законы, структура ЗИС меняется от штата к штату. В настоящее время практически используются несколько типов земельных информационных систем. В крупных городах создаются системы регистрации и учета коммуникаций, которые используют для традиционного составления планов и извлечения информации в соответствии с различными требованиями и критериями. Все чаще вводятся автоматизированные системы управления данными о земельных участках для налогообложения, а в лесохозяйственных управлениях - для целей инвентаризации больших лесных массивах. Крупные горнодобывающие предприятия начали вводить автоматизированные системы для управления разведочно-поисковыми работами.

Процессы реформирования земельной собственности в странах СНГ и включение земель в рыночные отношения под управлением государства, определяют актуальность и необходимость совершенствования земельного кадастра и создания земельно-информационных систем.

Государственая автоматизированная система земельного кадастра Российской федерации (ГАС ЗК) предназначена для информационного обеспечения задач, связанных с регулированием земельных отношений в России. Пользователями системы выступают органы государственной власти и управления, администрации всех уровней, комитеты и министерства, проектные службы, налоговые инспекции, судебные органы, экологические организации, банковские и кредитные учреждения, граждане, предприятия всех форм собственности, а также различные учреждения, заинтересованные в получении информации о земле.

При разработке концепции ГАС ЗК был проведен анализ и обобщение зарубежного опыта в области земельного кадастра. С этой целью в рамках международного сотрудничества осуществляется ряд международных пилотных проектов, в частности российско-шведский в Новгородской (а затем - в Мурманской, Архангельской, Ленинградской, Псковской, Калининской областях и Республике Карелия). Опыт пилотных проектов и результаты анализа кадастровых систем показали, что наиболее предпочтительна для России система, основанная на принципах австралийской системы Торренса. Она базируется на так называемой регистрации титулов и подразумевает полное гарантирование государством зарегистрированных прав землепользователей.

Структура проектируемой системы определяется содержанием и назначением государственного земельного кадастра, а также порядком его ведения, которые регламентируются Земельным кодексом.

Данные ГАС ЗК подлежат обязательному применению при планировании использования и охраны земель, предоставлении и изъятии земельных участков, совершении сделок с землей и недвижимостью, определении размеров платежей за землю и недвижимость, проведении землеустройства и осуществлении других мероприятий, связанных с использованием и охраной земель. Порядок ведения ГАС ЗК устанавливается федеральным законом, а до его принятия - правительством Российской Федерации.

С учетом изложенного, система проектируется как иерархическая, функционирующая в структуре Роскомзема. Она содержит три основных уровня.

Базовый информационный уровень системы - уровень района (города), где осуществляется процесс земельной регистрации, накопление данных количественного и качественного учета, а также проводится экономическая оценка земель и недвижимости.

Главная задача областного и федерального уровней - информационное обеспечение задач управления землепользованием и недвижимостью. Соответствующие базы данных наполняются информацией, полученной главным образом в результате обобщения данных базового уровня (района и города).

Состав всех баз данных проектируется адекватным задачам управления земельными ресурсами в соответствующих администрациях. Средний объем базы данных районного уровня, как показали расчеты, может быть оценен величиной порядка 500 Мб. При этом принималось во внимание, что среднее количество землепользователей в расчете на один район составляет 20-25 тыс., объем семантической информации на одно землепользование - около 2 Кб, объем картографической информации на один лист плана или карты масштаба 1:2000-1:25000 -1Мб. Базы данных указанного объема могут обслуживаться с использованием относительно дешевых конфигураций технических средств (например, персональные компьютеры, объединенные в локальную сеть). Для средних и крупных городов указанная оценка многократно увеличивается, что диктует необходимость использования более производительной техники - рабочих станций на базе RISC-процессоров в сочетании с совокупностью АРМов на персональных компьютерах.

На федеральном уровне объем хранимой информации относительно невелик вследствие использования карт более мелких масштабов и генерализации информации, что позволяет применять персональные компьютеры со средними характеристиками. Предполагается использовать технологию "клиент-сервер" и ориентироваться на широкий спектр IBM-совместимых ПК и рабочих станций, объединенных в локальные сети и связанных между собой каналами электронной связи.

Общее руководство проектом и разработка основных звеньев ГАС ЗК возложена Роскомземом на Российский центр по научному обеспечению земельной реформы (РосНИЦ "Земля"). Для разработки отдельных компонентов системы и ряда частных задач привлекаются проектные организации, имеющие необходимый научно-технический потенциал. В частности, для развертывания подсистемы связи и обеспечения защиты информации от несанкционированного доступа необходимо сотрудничество и координация со стороны ФЛП СИ, Роскоминформа, Гостехкомиссии, РАН и подведомственных им организаций. Сбор и подготовка семантический информации и картографических баз данных обеспечиваются: налоговой службой, Российским проектно-изыскательским институтом земельно-кадастровых съемок "Росземкадастрсъемка", Государственным проектным институтом по землеустройству, подразделениями Федеральной службы геодезии, картографии и др.

Программно-аппаратная реализация системы Выделена в специальный проект LARIS - (Land Reform Implementation Support), который, в свою очередь, разделен на шесть основных'направлений: аэрофотосъ-емочное оборудование, оборудование для фотохимической обработки и печати, оборудование для полевых съемок, съемочное GPS-оборудование, автоматизированная система кадастрового картографирования и автоматизированная система регистрации прав. Для каждого направления составлен пакет требований и объявлен открытый конкурс на поставку оборудования и технологий среди российских и зарубежных фирм.

Проект автоматизированной земельно-информационной системы республики Казахстан (АЗИС ГЗК) опирается на существующую сеть Госкомитета по земельным отношениям и землеустройству и имеет трехуровенную структуру: республиканский, областной и районный уровни. Основной структурный элемент АЗИС - районные группы, которые обеспечиваются правовым статусом, технологией цифрового картографирования, системами управления базами данных и средствами телекоммуникаций для обмена информацией как с вышестоящими органами, так и с потенциальными пользователями информации.

Главное направление работ на первом этапе включает систему земельной регистрации, финансовый кадастр, а также многоцелевой кадастр с совокупной информацией о качественных и количественных характеристиках земель, составленных на основе ландшафтного районирования территории.

Техническая платформа системы проектируется на основе глобальной сети, объединяющей районные серверы (предположительно San Station). В качестве базового программного обеспечения выбраны СУБД ORACLE v.7.0 и ГИС ARC/INFO.

Работы по реализации проекта планируется провести в три этапа с 1995 по 2000 г., общая стоимость проекта для всей республики оценивается в 34 млн. долларов США.

Кабинет министров Украины постановлением № 15 от 12 января 1993 года поручил Государственному комитету по земельным ресурсам приступить к поэтапному переходу на автоматизированное ведение земельного кадастра. В организационном плане автоматизированную земельную информационную систему (АЗИС) Украины можно рассматривать как совокупность центрального и ряда региональных (областных, районных) информационных центров по земельным ресурсам, которые входят в состав единой землеустроительной информационной службы.

Украина имеет достаточный научно-технический потенциал для создания собственной АЗИС, но в настоящее время он должным образом не используется, и работы в этом направлении пока не получили необходимого развития. Необходимо отметить, что только часть проблем, связанных с разработкой АЗИС в общегосударственном масштабе, находится в сфере информатики. Главными здесь продолжают оставаться проблемы соответствующей организации работ и их ресурсного обеспечения.


Автоматизированные кадастровые системы - 4.3 out of 5 based on 3 votes