Основные требования к разработке автоматизированных кадастровых систем

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 3.50 (3 Голоса)

3.2. Основные требования к разработке автоматизированных кадастровых систем

Создание информационной базы, ориентированной на обеспечение системы управления городом, земельными и другими отношениями, возможно лишь при соблюдении определенных требований к разработке автоматизированных кадастровых систем. Поскольку такие информационные базы создаются на основе кадастра, то принципиальные требования к разработке автоматизированных кадастровых систем должны быть едиными. К этим требованиям следует отнести:

— обязательное наличие связей обеспечения всех видов между автоматизированными кадастровыми системами и другими информационными системами, с которыми они взаимодействуют;

— автоматизированные кадастровые системы должны быть ориентированы на фиксально-правовой тип земельно-кадастровых систем, т. е. на совместную регистрацию физического состояния объектов собственности и прав собственности.

Требование обязательного наличия связей всех видов обеспечения к разработке автоматизированных кадастровых систем в условиях существования ведомственных информационных систем различного назначения ориентирует на их взаимодействие при создании информационной базы города, района, области и т. д. Например, взаимосвязанность программно-информационного обеспечения автоматизированной информационной системы городского кадастра и автоматизированной системы государственного земельного кадастра позволяет избежать дублирования процессов получения и обработки результатов натурных измерений объектов, ввода информации в базы данных и пр., так как известно [1, 30], что данные системы в городах обеспечивают преобразование одних и тех же сведений о земельной собственности. Кроме того, надежные связи между этими системами позволяют: — обеспечить максимальную достоверность кадастровой информации об объектах городской среды, составляющей основу городского информационного базиса;

— осуществить разовый ввод кадастровой информации и обеспечить ее долговременное хранение и многократный вывод по запросам пользователей;

— подготовить благоприятные условия для ввода в эксплуатацию автоматизированных систем оценки, проектирования (АСАПР) и управления (АСУ) недвижимостью, охраны и использования городской среды;

— обеспечить надежную систему достоверного контроля за использованием земель и других объектов недвижимости, правильность и законность налогообложения, функционирования земельного рынка, рынка жилья и недвижимости на всех уровнях управления земельными и имущественными отношениями.

Требования к разработке автоматизированных кадастровых систем, обязывающие реализовать фискально-правовой тип земельно-кадастровых систем, определяет их целевое назначение и задачи. Целевое назначение автоматизированных кадастровых систем вследствие четкого определения их типа (фискально-правовой) и задач, на решение которых они ориентируются, не могут меняться в зависимости от условий и обстоятельств, поэтому все разрабатываемые автоматизированные кадастровые системы должны быть функционально однотипными. Однако требование функциональной однотипности автоматизированных кадастровых систем вовсе не означает, что состав их технического, программного и организационного обеспечения должен быть одинаков для города, района, области и страны в целом. Поэтому требования к программному, техническому и организационному обеспечению автоматизированных кадастровых систем в зависимости от условий реализации их функций могут быть различными.

Различия в требованиях к программному, техническому, технологическому и организационному обеспечению автоматизированных кадастровых систем полностью определяются видами объектов собственности и территориальной средой. В наибольшей мере различия в требованиях к разработке перечисленных видов обеспечения автоматизированных кадастровых систем проявляются в поселениях, так как классификация поселений предусматривает их разграничение по территориальным, градостроительным, административным, социально-экономическим и прочим показателям, что существенно влияет на состав и структуру кадастровой информации, процессы ее преобразования и т. д. Всегда можно установить принадлежность поселения к той или иной классификационной группе: сел, рабочих поселков, мелких, средних, крупных и крупнейших городов, курортных поселков и т. п. по значению их показателей. К таким показателям относятся: площадь поселения, численность и плотность его населения, структура и тип застройки, социально-экономическое, географическое и административное положение, которые имеют различное значение. Поэтому при разработке автоматизированных кадастровых систем игнорировать классификационные показатели поселений невозможно, так как, во-первых, их значения колеблются в широких пределах; во-вторых, в зависимости от классификации поселений кадастровая информация включает сведения об одном или нескольких объектах собственности, что ощутимо влияет на мощность системы, ее способность эффективно и оперативно выполнять информационное преобразование сведений об объектах кадастра.

Среди перечисленных классификационных показателей поселений для разработки автоматизированных кадастровых систем существенны прежде всего объекты земельной собственности, так как их положение в некоторых поселениях определяет целесообразность организации работ по ведению кадастра и использования для этих целей автоматизированных кадастровых систем. Например, в некоторых поселениях типа сел, рабочих поселков вследствие незначительного количества собственников земельных участков и объектов недвижимости земельный кадастр ведется в составе земельного кадастра района, и никакие автоматизированные кадастровые системы в таких поселениях не создаются. Такая ситуация характерна для районов Крайнего Севера, в которых, кроме земельной, другая собственность не имеет приоритетного значения, потому что для этих специфических районов особую ценность представляют такие ресурсы, как оленьи пастбища и другие кормовые угодья, а потому кадастр в них ведется только земельный и на уровне субъекта Федерации.

Следует отметить, что объектам земельной собственности, особенно земельным участкам, принадлежит особая роль в формировании кадастра поселений и обеспечении его ведения автоматизированными кадастровыми системами. И поскольку в таких поселениях основные объекты собственности — земельные участки, и такой собственности достаточно много, то для ведения земельного кадастра этих поселений целесообразно создавать автоматизированные системы кадастра земель или земельного кадастра.

К поселениям, в которых объекты земельной собственности составляют единственный объект их кадастра, относятся поселения, входящие в классификационную группу районных центров со слабо развитой инфраструктурой. В поселениях этой же классификационной группы, но с развитой инфраструктурой, а также поселениях, относимых к группе областных центров, характеризующихся наличием разнообразных объектов собственности, автоматизированные кадастровые системы создаются многоаспектными и реализуют городской кадастр.

Приведенных примеров несомненно достаточно для того, чтобы подтвердить ранее высказанное предположение, что для ведения кадастра поселений достаточно разработки двух видов систем: автоматизированной информационной системы кадастра земель поселений и автоматизированной информационной системы городского кадастра, основные различия между которыми заключаются в объекте кадастра: для первого вида системы — это земельная собственность, для второго — городская собственность. Однако видовое различие кадастровых систем, которое главным образом сказывается на программном, технологическом и информационном обеспечении, практически не оказывает существенного влияния на их структуру и функции. Поэтому появляется возможность сформулировать общие требования:

Автоматизированные кадастровые системы должны обеспечивать все информационные преобразования, гарантировать полноту и достоверность кадастровой информации, оперативное обслуживание потребителей, налоговых органов, земельных рынков, ипотеки и т. д.;

Системы должны полностью обеспечивать все информационные преобразования, включая сбор и обработку данных, хранение и выдачу кадастровой информации, ее моделирование по запросам пользователей и потребителей;

Графическая и семантическая кадастровая информация, хранимая в базах данных системы, должна быть целостной;

Методы сбора сведений должны гарантировать получение кадастровой информации достаточной точности и полноты;

Контроль достоверности кадастровых данных и возможность вносить изменения и дополнения должны быть обеспечены во всех процессах информационных преобразований;

Включение новых пользователей в систему и исключение их из нее не должны заметно снижать уровень ее функционирования.

Перечисленные требования к разработке автоматизированных кадастровых систем должны обеспечивать все информационные преобразования, гарантировать полноту, достоверность и точность кадастровой информации, ее надежное хранение, эффективное использование, поэтому большинство этих требований относится к разработке технологической структуры системы. Технологическая структура автоматизированных кадастровых систем, обеспечивающая информационные преобразования кадастровой информации посредством реализации технологических функций, состоит из трех основных модулей: "Сбор и обработка данных", "Хранение и выдача кадастровой информации", "Моделирование и выдача кадастровой информации". Каждый технологический модуль реализует одно или несколько информационных преобразований кадастровой информации, представляя результаты в цифровой или традиционной форме.

Модуль "Сбор и обработка данных" предназначен для автоматизированного получения сведений о пространственном, природном, экономическом и хозяйственном положении базовых объектов собственности: земельных участков, зданий и сооружений, инженерных коммуникаций и т. д. Поэтому программные и технические средства данного модуля должны обеспечивать получение геометрических и семантических данных об объектах предметной собственности геодезическими и фотограмметрическими методами, дигитализацией и др., их обработку, а также формирование их цифровых моделей; контроль полноты и достоверности информации; редактирование графической и семантической кадастровой информации.

При значительных объемах информационных преобразований в модуле должна быть предусмотрена организация автоматизированных рабочих мест трех типов: обработка геометрической информации (АРМс), хранение перВичной информации (АРМг), обработка семантической информации (АРМс), хранение первичной информации (АРМх). Каждое из перечисленных рабочих мест отличается программными и техническими средствами, а также технологическими функциями.

Программные и технические средства рабочего места АРМг должны обеспечивать:

— вычисление координат поворотных точек (межевых знаков) границ;

— получение и обработку графических кадастровых данных из различных источников и других информационных систем;

— редактирование и контроль геометрической информации;

— передачу данных о геометрических параметрах объектов для хранения.

Программные и технические средства рабочего места АРМс должны обеспечивать:

—  получение семантической кадастровой информации на собственных технических средствах;

—  обработку семантических кадастровых данных;

—  получение семантических кадастровых данных из различных источников и других информационных систем;

—  редактирование и контроль семантической информации кадастра;

—  формирование массивов семантической кадастровой информации по объектам;

— передачу сформированных массивов первичной семантической кадастровой информации для хранения.

Программные и технические средства рабочего места АРМх должны обеспечивать:

— учет материалов (схем ходов, абрисов и др.) и документов (каталогов и пр.) о сборе кадастровых данных (источник сведений об объектах, время выполнения работ, состояние и достоверность собранных материалов, графические приложения — схемы ходов, каталогов и т. д., сведения об исполнителе, методах и способах работ) и их обработке;

— перевод кадастровых данных в единую систему координат;

— контроль и редактирование первичной кадастровой информации;

— хранение первичной кадастровой информации;

— объединение геометрической и семантической информации по объектам;

— контроль топологии геометрии объектов кадастра;

— вывод геометрической и семантической информации на принтер или графопостроитель;

— быстрый поиск первичной информации;

— формирование массивов геометрической и семантической кадастровой информации по кадастровым учетным единицам или объектам для передачи их на хранение.

Модуль "Хранение данных" предназначается для накопления кадастровой информации о кадастровых учетных единицах и долговременного ее хранения; для поиска и выдачи кадастровой информации по запросам пользователей по ключевым атрибутам или графическому отображению на дисплее; для обмена информацией с другими информационными системами.

Доступ к информации баз данных модуля должен осуществляться двумя методами: графическим — путем визуального поиска объекта по фрагменту его отображения на экране и его идентификации; семантическим — путем системных запросов СУБД с использованием ключей (по коду объекта, квартала, секции, номеру разрешения на право пользования объектом, адресу, фамилии владельца, пользователя).

Модуль "Моделирование и выдача кадастровой информации" должен предусматривать пространственное моделирование геометрических параметров объектов кадастра, статистическую обработку семантических кадастровых данных, выдачу картографического отображения объектов и статистических данных в виде и формах, определяемых запросами пользователей. В модуле должна быть предусмотрена возможность объединения, генерализации и обобщения геометрических параметров объектов кадастра, их редактирование для решения следующих прикладных задач:

- пространственное и имитационное моделирование кадастровой информации;

- аналитические расчеты с использованием математических моделей;

- получение статистической информации на заданную территорию, класс объектов, кадастровую учетную единицу или их совокупность.

Перечисленные модули составляют типовую технологическую структуру автоматизированной кадастровой системы поселения, в которой назначение каждого модуля привязано к реализации определенных функций при создании кадастра. Поэтому в зависимости от того, к какой классификационной группе относится поселение, автоматизированная кадастровая система этого поселения может не включать всех модулей типовой структуры. Так, например, для рабочих поселков и районных центров наличие в структуре автоматизированной кадастровой системы модуля "Моделирование" не обязательно, так как в таких поселениях прикладные задачи перед пользователем практически не возникают.

Технологические функции типовой структуры автоматизированной кадастровой системы поселений могут быть реализованы только при наличии определенного комплекса технических средств геодезических измерений и средств обработки и преобразования информации. В качестве таковых должны применяться:

- оптико-механические и электронные измерительные геодезические приборы (ТА5, ТАЗ, СМ-5, Т2, ТЗ и др.); персональные ЭВМ типа IВМ РС/АТ 386, 486 и др.; локальные сети;

- графопостроители формата А1 и А2 отечественного и зарубежного производства;

- дигитайзеры, сколки формата А2 и др.

Из зарубежных технических средств для реализации технологических функций автоматизированных кадастровых систем могут использоваться: электронные тахеометры, Светодальномеры и GPS-приемники.

Перечисленные технические средства гарантированно обеспечивают создание типовой технологической структуры автоматизированной кадастровой системы. Однако для некоторых поселений приобретение полного технического обеспечения системы в составе перечисленных средств не всегда целесообразно. Такие ситуации могут возникать в поселениях классификационной группы рабочих поселков и районных центров малообжитых регионов (Якутии, Дальнего Востока и Сибири), В которых в связи со значительной их удаленностью от сервисных центров затраты на обслуживание технических средств автоматизированной кадастровой системы могут превышать стоимость их приобретения.

Отмеченные требования к разработке автоматизированных кадастровых систем необходимо учитывать при создании и ведении земельного городского и других, городского и других видов кадастра поселений. Однако эти требования могут меняться в зависимости от конкретных условий поселений. Изменение требований может быть следствием противоречивости и несовершенства законодательной и нормативно-технической базы как земельного, так и городского кадастра, которые в настоящее время имеют место.


Основные требования к разработке автоматизированных кадастровых систем - 3.3 out of 5 based on 3 votes