Автоматизация кадастровых работ на современном этапе

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.88 (4 Голоса)

 Автоматизация кадастровых работ на современном этапе

Современное состояние автоматизации кадастровых работ характеризуется достаточно высоким техническим потенциалом, и в его создании основную роль сыграли два обстоятельства: непрерывное совершенствование электронно-оптических средств измерений и стремительное развитие персональной электронно-вычислительной техники. Совершенствование технических средств геодезических измерений — то наиболее стабильное и непрерывно развивающееся направление автоматизации кадастровых работ, которое всегда гарантирует повышение эффективности их производства. Внедрение современных средств измерительной техники в производство геодезических натурных измерений (электронных тахеометров, светодальномеров, GPS, регистраторов, графопостроителей, сканеров, дигитайзеров и пр.) обеспечило рост производительности труда и повышение эффективности практически всех работ, связанных с созданием кадастровой геодезической сети, проведением инвентаризации, землеустройством, координированием межевых знаков и др.

Однако качественный скачок в развитии автоматизации кадастрового производства был вызван применением электронно-вычислительной техники. Появление персональных компьютеров, разработка программных средств и их использование для математической обработки результатов полевых геодезических измерений, уравнивания геодезических сетей, планово-высотного обоснования кадастровых съемок и т. д. положило начало совершенно новому направлению автоматизации кадастровых работ. В настоящее время применение различных программ и программных комплексов в кадастровых работах не ограничивается получением координат точек границ земельных участков по результатам геодезических, землеустроительных работ, кадастро­вых съемок, построения графических отображений границ землепользований и угодий, контуров зданий и сооружений, других объектов на кадастровых и других планах. Современные программно-технические комплексы способны обеспечить полную автоматизацию процессов хранения, преобразования и моделирования кадастровой информации.

Именно на базе таких комплексов и были созданы первые и последующие автоматизированные кадастровые системы.

Основу автоматизированных кадастровых систем составляют автоматизированные информационные технологии, наиболее эффективно обеспечивающие получение, обработку и хранение кадастровой информации, ее преобразование и выдачу в рамках единого технологического процесса. Только с помощью таких технологий возможны создание городского кадастра, обработка и преобразование значительных объемов кадастровой информации, оперативный поиск необходимой информации по запросам и ее обновление, полное обеспечение его потребителей.

Эти системы обеспечивают расширение сферы использования кадастровой информации в нетрадиционной форме, а также то, что накопление, хранение и обновление кадастровой информации становится экономически более выгодным по сравнению с традиционными формами их представления. При использовании автоматизированных информационных технологий резко возрастают эффективность, производительность и престижность труда специалистов, занятых обработкой информации. Кроме того, дальнейшее совершенствование обработки данных позволяет вести речь о создании автоматизированной информационной системы городского кадастра как о норме жизни.

Современные автоматизированные кадастровые системы быстро окупят себя, так как позволят многократно использовать кадастровую информацию, устранить дублирование работ, создать многоаспектные банки данных кадастровой информации. Внедрение таких систем создает возможности для эффективного объединения разрозненных информационных фондов, координации деятельности ведомственных организаций и служб, упорядочения системы учета, анализа и оценки природного, хозяйственного, экономического и правового состояния объектов городской среды, повышения оперативности получения и обеспечения потребителей достоверной кадастровой информацией и доступа к ней широкого круга пользователей. Однако максимальную выгоду от применения автоматизированных кадастровых систем можно извлечь тогда, и только тогда, когда их разработка осуществляется по единым требованиям, которые ориентированы на особенности развития города и деятельности различных служб и интересов пользователей. Вот почему сочетание интересов разработчиков и пользователей отдельных ведомственных информационных банков данных и программных продуктов при создании единой многоаспектной информационной базы города на основе автоматизированной кадастровой системы можно считать непременным условием ее эффективности.

К сожалению, по разным причинам возможности для реализации этого условия при разработке автоматизированных кадастровых систем города в свое время были упущены. Поэтому отдельные муниципаль­ные органы и организации в крупны городах приступили к разработке автоматизированных информационных кадастровых систем ведомственного назначения на основе собственных продуктов без должной взаимоувязки с программно-информационными продуктами других систем и без учета интересов города. Как и следовало ожидать, значительная часть проводимых работ продублирована, а отсутствие организационного начала затруднило их целенаправленное использование и породило финансовые и технические сложности. Для преодоления этих сложностей, возникающих вследствие узковедомственной ориентировки автоматизированных систем, при создании автоматизированной кадастровой системы города необходимо максимально использовать результаты разработки ведомственных автоматизированных систем, так как игнорирование их результатов может вызвать следующие отрицательные последствия.

Во-первых, разработка автоматизированной кадастровой системы города может не получить одобрения из-за активного противостояния ведомств (например, бюро технической инвентаризации и др.), которые для себя эту проблему решают или уже решили.

Во-вторых, без согласованных действий и учета интересов различных ведомств создание и эксплуатация автоматизированной кадастровой системы города практически невозможны из-за нежелания ведомств кооперировать денежные средства на разработку и эксплуатацию системы.

В-третьих, ведомства, которые ведут разработки автоматизированных систем, как правило, являются потенциальными поставщиками кадастровой информации, и без их активного участия в разработке автоматизированной кадастровой системы и без учета их интересов задачи заполнения банков данных городского кадастра могут оказаться вообще нерешаемыми.

Перечисленные факторы можно считать весомыми аргументами в пользу объединения усилий различных ведомственных организаций в деле создания автоматизированной кадастровой системы города и целесообразности использования наработанных ими программных продуктов.

О необходимости учитывать эти аргументы при создании автоматизированной кадастровой системы города свидетельствует анализ состояния ведомственных автоматизированных информационных систем, для многих из которых характерно достаточно высокое качество работы. Однако — и это подтверждается результатами анализа — ни одна из ведомственных автоматизированных информационных систем (созданных на базе MapINFO и др.) не может быть использована в качестве базовой для автоматизированной кадастровой системы города. Причин тому несколько, но главными можно считать следующие.

Все программные комплексы типа MapINFO предназначены для создания и ведения электронных карт и не имеют собственной развитой подсистемы ведения семантической базы данных. Для ведения земельного кадастра такая база данных необходима (решение задач экономической оценки, оформление прав собственности, ведение истории земельного участка и т. д.). Следовательно, приходится использовать внешние системы управления базами данных. В этом случае нарушается принцип целостности информации, замедляется доступ к ней. Например, создав с помощью MapINFO некоторый графический слой, присоединим к нему таблицу из внешнего источника данных. Теперь каждый объект данного информационного слоя (графика + семантика) разбит на два неполных экземпляра, из которых одна часть хранится в MapINFO - слое, другая — в СУБД. Если теперь произвести удаление записи, идентифицирующей объект, из таблицы в СУБД, MapINFO ничего не узнает об этом действии и графическая часть описания объекта сохранится в информационном слое в неизменном виде. Таким образом, действия, производимые с графической и семантической частями описания объекта неравнозначны, т. е. нарушена целостность информационного слоя.

В MapINFO формат хранения описаний графического слоя не позволяет решать задачи сквозного сканирования слоев иерархии системы земельного кадастра. Другими словами, невозможно декларативно описать такую иерархию и отношение между слоями иерархии. Так, земельный участок не может пересекать границы своего кадастрового квартала (секции). В MapINFO невозможно указать такое отношение. Пользователь, создавая земельный участок, пересекающий границы секции, не получит никакого предупреждения, поскольку нет соответствующего контроля.

По этой же причине затруднено решение задач, связанных с нахождением различных пересечений и вложений объектов между слоями, например; сложно выдать список экономических зон, пересекающих данный земельный участок, для дальнейшего вычисления его стоимости.

Среди различных, интересных с технической точки зрения результатов анализа состояния ведомственных информационных систем нужно выделить очень примечательный и важный факт, свидетельствующий о повышенной заинтересованности органов местной исполнительной власти в разработке автоматизированной кадастровой системе города. Во-первых, эти органы власти убедились в практической целесообразности разработки автоматизированной кадастровой системы города и, во-вторых, их заинтересованность в такой системе имеет под собой следующие веские основания:

— необходимо повышать эффективность принимаемых управленческих решений по поводу использования городской среды в различных сферах деятельности в связи с введением различных форм собственности на землю и недвижимость, развитием земельного рынка и рынка недвижимости;

— значительные объемы кадастровой информации требуют оперативной обработки, обновления и хранения;

— растет потребительский спрос на кадастровую информацию со стороны различных пользователей (банков, налоговых и имущественных инспекций, юридических и физических лиц).

Вполне очевидно, что названных оснований достаточно для принятия решения о разработке автоматизированной кадастровой системы, обеспечивающей потребителей полной и достоверной информацией на основе кадастра.

В настоящее время для создания информационной базы, используемой в системах управления городом, земельными отношениями и т. п., разрабатываются два класса автоматизированных кадастровых систем: Автоматизированная информационная система городского кадастра и Автоматизированная система государственного земельного кадастра.

Автоматизация кадастровых работ на современном этапе - 4.8 out of 5 based on 4 votes