Литература
Справочная информация
Для учебы
Дорожная сеть на картеИзображение дорожной сети Изображение дорожной сети на карте должно характеризовать обеспеченность района дорогами, их типы, пропускную способность, переправы через водные рубежи, овраги и другие естественные преграды, особенности начертания дорог, наличие и виды дорожных сооружений. Положение дорог на карте должно соответствовать их положению на местности. Правильное изображение дорожной сети способствует быстрому ориентированию на местности. Перед непосредственным изображением дорожной сети ее необходимо изучить по основному картографическому материалу и выявить вышеуказанные особенности. При отсутствии на основном картографическом материале нужных данных привлекаются другие материалы, рекомендованные в редакционном плане: географические описания, альбомы и схемы дорог, справочники, дежурные дорожные карты и т. п. Отбор и обобщение изображения дорогОтбор дорог зависит от назначения и масштаба карты, густоты дорожной сети, связи дорог с населенными пунктами, рельефом, растительным покровом и другими элементами содержания карты. На карте масштабов 1:10000—1:200000 показываются все железные, шоссейные и улучшенные грунтовые дороги. Трамвайные линии показываются: на картах масштабов1:10000 и 1:25000, на карте масштаба 1:50 000 — только вне населенных пунктов и на их окраинах, на карте масштабов 1:100000 и 1:200000 — только вне населенных пунктов. Из остальных дорог в зависимости от масштаба карты и характера района наносятся те дороги, которые являются единственным путем к населенному пункту. Соединяют дороги высших классов, а также населенные пункты по кратчайшим расстояниям между ними, которые служат подъездами к железнодорожным станциям, пристаням, переправам, ориентирам, идут вдоль административных границ, являются границами лесов или наиболее удобными путями в горных и лесисто-болотистых районах. Кроме того, наносятся все дороги, изображенные на картах более мелких масштабов, если их наличие подтверждается достоверными картографическими материалами. При составлении карт на малообжитые районы показываются по возможности все дороги и тропы. Степень нагрузки дорожными сооружениями на картах различных масштабов определяется соответствующими наставлениями (инструкциями) по составлению карт и редакционными планами. Так, например, при составлении карт масштабов 1:100000 и 1:200 000 на обжитые районы не показываются небольшие насыпи и выемки, а также трубы и мосты через незначительные препятствия. Пример отбора дорог и дорожных сооружений приведен на рис. 1 а, б, в. На рис. 1 а дано изображение в масштабе 1:50 000, а на Рис. 1 б, в — в масштабах 1:100000 и 1:200000. Цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6 обозначены полевые дороги, а цифрами 7, 8, 9 — дорожные сооружения (мост, труба и выемка), не нанесенные на карту масштаба 1:100000. При составлении карты масштаба 1:200000 отбор дорог и дорожных сооружений производится в еще большей степени. Обобщение изображения дорог производится для выделения среди них наиболее важных, а также для четкой передачи основных особенностей конфигурации дорог (извилистость, наличие прямолинейных участков, характер поворотов) и их связи с другими элементами местности. Выделение важных дорог и дорожных сооружений достигается путем увеличения размеров условных знаков, исключения мелких деталей, расположенных вблизи дорог, и т. д. Например, грунтовая дорога в пустынной местности и перевальная тропа в горах имеют большое значение, поэтому для их выделения на карте прибегают к утолщению линии дороги и к увеличению толщины и длины звеньев условного знака тропы. Рис1 Отбор дорог и дорожных сооружений а) исходное изображение в масштабе 1:50000, б) изображение в масштабе 1:100000, в) изображение в масштабе 1:200000. Основные повороты дорог, определяющие их общее направление, изображают особенно отчетливо, для чего исключают мелкие несущественные изгибы, имеющиеся вблизи от основных поворотов. Следует отметить, что наиболее часто встречающимися ошибками в изображении дорог являются случаи чрезмерной детализации или грубого сглаживания изгибов дорог. В первом случае затрудняется чтение дорожной сети, а во втором создается неверное представление о протяженности дорог и нарушается связь с изображением рельефа местности. Правильным следует считать такое изображение дороги, у которой мелкие, несущественные изгибы исключены, а наиболее важные и характерные изгибы, связанные с формами рельефа или другими объектами местности, показаны с некоторым преувеличением их размеров составлении карты нужно по возможности не разрывать изображения дорог. Рис 2 Согласование изображения дорог с изображением рельефа а) исходное изображение в масштабе 1:200 000, б) неправильное и в) правильное изображения в масштабе 1: 500000. Поскольку дорогам свойственна непрерывность протяжения на местности, при подписями и условными знаками других объектов с тем, чтобы линии дорог можно было легко проследить на всем их протяжении При обобщении изображения дорожной сети учитывается ее связь с рельефом. Большая извилистость дорог в горных районах объясняется тем, что трассы дорог прокладываются применительно к формам рельефа, по линиям наиболее легкого профиля. Согласованность изображения дорог с формами рельефа достигается тщательной увязкой изгибов дорог с изгибами горизонталей и соответственно одинаковой степенью исключения деталей начертания дорог и форм рельефа (рис. 70 а, б, в). На рис. 70 а дано исходное изображение в масштабе 1:200 000, а на рис. 70 б и в показаны соответственно неправильное и правильное изображения в масштабе 1:500000. На рис. 70 б цифрами 1, 2, 3, 4 отмечены случаи плохого согласования изображения дороги с изображением рельефа. Правила, при обобщении изображения дорожной сети— середина условных знаков дорог всех классов должна совпадать с действительным положением оси дороги; при невозможности соблюдения этого правила, например в случае, когда дорога проходит вдоль берега моря, реки, озера и т. п., изображение дороги следует сместить так, чтобы оно не соприкасалось с условными знаками соседних объектов; при невозможности сохранения положения условных знаков двух параллельно идущих дорог (например, железной и шоссейной) следует сместить условный знак дороги низшего класса (в нашем примере — шоссейной); в тех случаях, когда шоссейные или улучшенные грунтовые дороги проходят по узким горным ущельям, или прибрежным участкам, следует уменьшать ширину условных знаков дорог и несколько расширять изображение ущелья; — начертание дорог должно быть передано с максимальной точностью, с правильным отображением прямолинейных участков дорог, характерных поворотов и перекрестков; — подходы дорог к населенным пунктам (рис. 3 а, б) должны быть показаны так, чтобы оси изображений дорог и улиц совпадали (1), между условными знаками дорог и улиц был оставлен просвет в 0,2 мм (2); — другие элементы карты не должны закрывать изображения подходов дорог к селению (3). Изображение дорожной сети производится в определенной последовательности. В первую очередь наносятся железные дороги, затем капитальные дороги, усовершенствованные шоссе и шоссе, улучшенные грунтовые и, наконец, остальные дороги и тропы. Перед нанесением дорог показываются дорожные сооружения, условные знаки которых прерывают изображение дорог — железнодорожные станции, мосты, трубы, километровые столбы и т. д. Железные и автогужевые дороги, до улучшенных грунтовых дорог включительно, наносятся сразу на всем листе карты. Остальные дороги и тропы в вышеуказанной последовательности вычерчиваются по отдельным участкам, ограниченным изображением важнейших дорог или естественных рубежей: рек, горных хребтов и т. д. Подписи направлений дорог После окончания изображения дорожной сети за внутренней рамкой листа карты подписываются их направления. У выходов железных дорог подписывается название ближайшего железнодорожного узла, а при отсутствии такового — значительного населенного пункта или конечной станции. Рядом указывается расстояние до подписанного пункта, в километрах, например: Донецк 24 км. У выходов капитальных дорог, усовершенствованных шоссе и шоссе, а на картах малообжитых районов и прочих дорог подписываются названия ближайших административных центров или крупных населенных пунктов и расстояния до них в километрах.
Дорожная сеть на карте - 4.7 out of
5
based on
3 votes
|
Материалы по темам:Основи картографії |