Исторический анализ закономерности управления земельными ресурсами в Крыму.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 3.00 (2 Голоса)

Исторический анализ закономерности управления земельными ресурсами в Крыму.

Последовательно изучив пять выше упомянутых исторических периодов развития земельных отношений на полуострове можно определить ряд закономерностей управления земельными ресурсами в Крыму. В первую очередь заслуживает внимания тот факт, что на разных исторических этапах существовали разные организационные формы управления земельными ресурсами.

Например, в период античности в греческих полисных государствах возникших на территории Крыма, существовали специальные коллегии – магистратуры. Одна из таких магистратур выполняла функции управления хорой полиса и регистрации земельных участков граждан. Что же касается скифского государства и земель тавров, то об организации управления земельными ресурсами сказать что-либо конкретного практически невозможно, поскольку нет точных исторических и археологических данных об этом.

В средневековый период можно выделить своеобразную, оригинальную ив тоже время эффективную систему управления земельными ресурсами существовавшую в генуэзских колониях в Крыму. Главным представителем власти в колонии был консул. Через него граждане приобретали у «официи Газарии» (специально созданного ведомства в Генуе по вопросам крымских колоний) земельные участки. В дальнейшем собственники земли платили лишь налог местной администрации в виде натуральной продукции. А поскольку для колониальной власти очень важно было получать продукты питания для своих военных гарнизонов, то консул в некоторые населенные пункты присылал своего уполномоченного заместителя – викария, чтобы он контролировал насколько эффективно и рационально используются земли данной сельскохозяйственной округи.

В Крымском Ханстве как таковой системы управления земельными ресурсами не было. Однако казначей хана вел учет всех документов удостоверяющих право на владение землей (худжеты, ярлыки). В административном округе – бейлике, все руководство принадлежало Карачи-бею. В то же время Карачи-бей был представителем исполнительной власти в бейлике, а значит, он мог влиять на характер использования земельных ресурсов своими подданными.

После присоединения Крыма к России на полуострове формируется такая же система управления, как и в других губерниях империи. Крым вошел в состав Таврической губернии. На территории Крымского полуострова было создано пять уездов. В каждом уезде имелась уездная управа. При каждой уездной управе имелся землемер и комиссионер. Уездный землемер проводил отвод и размежевание земель, а комиссионер вел учет всех существующих на территории уезда землевладений и землепользований. Чиновники в уездных управах выполняли указания губернского правительства, во главе которого стоял генерал-губернатор. В свою очередь при губернском правительстве существовала должность губернского землемера, который по указу губернатора выезжал в экспедиции для проведения объемных землеустроительных робот.

В целом в Таврической губернии такая система управления земельными ресурсами функционировала неплохо. Ведь она позволяла при привлечении небольшого числа чиновников достаточно эффективно осуществлять контроль за использованием земли гражданами.

С утверждением советской власти в Крыму, формируются земельные отделы в уездах и позже возникших районах Крымской АССР. Земельные отделы подчинялись крымскому Наркомзему. В довоенное время такая организационная форма управления земельными ресурсами показала себя как хорошо отлаженный механизм. Наркомзем и земельные отделы быстро и с максимальным эффектом выполняли все мероприятия по землеустройству, регистрации земельных участков и контролю за использованием земель. Серьезным испытанием для такой системы управления стало проведение сплошной коллективизации в 1929-1932 годах. Тогда представителям Наркомзема вместе с представителями правоохранительных и партийных органов пришлось с оружием в руках проводить изъятие земель у кулаков и осуществлять отвод этих земель колхозам.

После образования в 1945 году Крымской области организация управления земельными ресурсами несколько изменилась. Большие полномочия в сфере контроля по использованию земельных ресурсов были возложены на областной и районные исполнительные комитеты. При облисполкоме была создана землеустроительная служба. Она состояла из двух отделов: отдела землепользования, землеустройства и охраны почв, и отдела государственной инспекции по использованию и охране земель. При райисполкоме все работы связанные с земельным кадастром и государственным контролем по использованию земель проводились землеустроительной группой.

Надо отметить, что в СССР, как известно, собственником земли являлось государство. Потому вполне закономерным было то, что земельно-кадастровые работы ограничивались государственным учетом земель и регистрацией землепользований.

С изменением организационных форм управления земельными ресурсами, на крымском полуострове формировались и разные правовые формы владения и пользования землей.

Еще в античный период граждане греческого города-полиса имели право получить в личное пользование земельные участки на хоре. На хоре Херсонеса такой стандартный надел был равен 4,41га. Со временем такие наделы стали составлять личную собственность граждан. Так в Крыму возникла частная собственность на землю. О формах собственности на землю у скифов почти ничего неизвестно. Единственное что можно отметить это то, что земли используемые как естественные пастбища находились в пользовании скифов-скотоводов, а пахотные земли находились в пользовании скифов-земледельцев. О таврах по данному вопросу ничего конкретного сказать нельзя, поскольку история не располагает такими данными.

Средневековый период наименее изученным в историческом плане. Потому трудно что-либо отметить по формированию видов поземельной собственности. Но можно выделить некоторые правовые особенности приобретения земельных участков в генуэзских колониях. Так, например чтобы получить в пользование землю на территории колониальных владений, граждане Генуи объединялись в коммуны. Коммуна имела право приобрести консулат (право на использование определенной территории). Каждый член коммуны мог получить свой карат (земельный пай) отводимый из состава землепользований коммуны. Таким образом, в генуэзских владения в Крыму сформировалось два вида землепользований: комунное (коллективное использование земли) и единоличное.

В Крымском Ханстве большое влияние на формирование поземельной собственности имел ислам. Собственно благодаря утверждению шириата в крымском ханстве установились следующие формы собственности на землю:

1) мюльк - земельная собственность частных лиц;

2) мирие - ханские землевладения;

3) мевкуфе - это так называемые посвященные земли или, проще говоря, земли принадлежащие религиозным учреждениям;

4) метруке - земли предназначенные для всеобщего пользования;

5) мевать - пустопорожние земли.

Из них мюльк, мевкуфе и мевать появились исключительно под воздействие6м шириатского учения о праве собственности и составляли характерные его формы. Кроме этих землевладений и землепользований существовали также земли принадлежащие сельским общинам. Такие земли называли владениями «джемаата».

В Крымском Ханстве уже существовали специальные документы, удостоверяющие право на владение землей. Это худжеты и ярлыки. Худжет это акт, удостоверяющий право на владение землей как частной, так и общинной собственности. Ярлыки же касались вопросов по предоставлению земли беям, частным лицам (в качестве вознаграждения за службу или услугу, оказанную хану) и потданым султана. Последние получали земли на территории османских владений в Крыму.

После присоединения Крыма к России, ханская собственность перешла в царскую казну. Татарские крестьяне приравнивались к разряду государственных, а мурзы и беи уравнивались правами с русским дворянством. В таких условиях сформировались три основных вида форм собственности: государственная (это так называемые казенные земли), поместная, крестьянская (общинная) собственность. А после царского манифеста 1861 года появилась хуторская форма землепользования. Это было связано с отменой крепостного права. В Крыму только 3647 бывших крепостных получили земельные наделы (в среднем по 2,5 га).

После установления советской власти в Крыму начался период разрушения помещичьих хозяйств. 5 февраля 1920 года был принят закон о земле в соответствии, с которым было запрещено право частной собственности на землю. В Крыму началось перераспределение земель за бедными крестьянами. В тоже время начинают появляться и первые коллективные хозяйства. Таким образом, в Крымской АССР установились следующие формы землепользования:

1) участковая (полосные наделы для лесного хозяйства);

2) хуторская;

3) коллективная;

4) коммунальная;

5) артельская;

А после проведения сплошной коллективизации все сельскохозяйственные угодия были распределены между колхозами и совхозами. Так колхозные и совхозные землепользования стали основными и характерными для советского периода формами землепользований.

Колхозам и совхозам выдавались акты на вечное пользование землей. То есть если колхоз прекращал свое существование, например в результате укрупнения соседнего хозяйства, то акт считался не действителен. А нововозникшее хозяйство получало новый исправленный в связи с изменением границ землепользований акт.

Надо отметить, что установление точных границ землевладений и землепользований всегда имело большое значение для развития земельных отношений на крымском полуострове. Ведь исторически так сложилось, что земля всегда была объектом споров и нередко даже причиной вооруженных столкновений. Так во II веке до н. э. скифы воевали с Херсонеситами за право обладать сельскохозяйственными угодьями в северо-западном Крыму. А уже в начале XIX века судебные разбирательства по земельным делам стали характерным явлением в Крыму.

В античный период на территории Крыма древние греки размежевывали участки пахотных земель канавами или насыпями. Эти участки имели чаще всего форму прямоугольника или трапеции. То есть, можно сказать, что греки-колонисты были опытными землемерами, но как и какими методами они проводили геодезические работы сказать сложно.

Как в античный период, так и в средневековье часто границей между землевладениями служили естественные природные объекты такие как: река, овраг, горный или лесной массив.

Хотя о средневековом периоде развития земельных отношений в Крыму существует мало точных исторических данных, но именно в то время были проведены первые, исторически подтвержденные, геодезические работы. Об этом свидетельствует «Тмутараканский камень» указывающий, что в 1068 году по льду Керченского пролива было измеряно расстояние между нынешними городами Тамань и Керчь.

Во время существования Крымского Ханства в документах устанавливающих право собственности на землю (худжетах, ярлыках) указывалось место расположения земельного участка и словесное описание его границ. И потому при установлений границ на местности приходилось осуществлять привязку к природным объектам. То есть, можно сказать, что границы землевладений носили условный характер особенно в степной части Крыма, где основой хозяйства было скотоводство и овцеводство.

После присоединения Крыма к России в регионе начали проводится работы по генеральному межеванию. Генеральное, а за тем и специальное межевание Европейской территории Российской Империи началось еще в 1765 году, оно производилось с помощью астролябии и 10-саженной цепи. Надо сказать, что результаты генерального межевания, продолжавшегося более 100 лет, не имея общей геодезической основы, особой ценности для картографирования региона не представляли. Лишь с учреждением в России в 1822 году Корпуса военных топографов, приступившего к регулярным топографическим съемкам, стали появляться точные карты сначала пограничных, а потом и внутренних районов страны. При топографических съемках применялся мензульный комплект, сконструирований в мастерских главного штаба. Конструкция комплекта оказалась очень удачной и он использовался в топографических работах до 80-х годов XX века.

Результатом деятельности корпуса военных топографов является коллекция топографических карт Таврической губернии. Эти карты потом использовали в своей деятельности губернские и уездные землемеры. Таким образом, в XIX веке землемеры имели возможность более точно устанавливать на местности границы землевладений и землепользований. Что положительно отразилось на развитии земельных отношений и управлении земельными ресурсами в Крыму, в частности это позволило свести количество территориальных споров между землевладельцами к минимуму.

В советский период на территории полуострова была создана опорная государственная геодезическая сеть, к которой осуществлялась привязка границ землепользований колхозов и совхозов.

В 1950 году в Крымской области насчитывалось 959 колхозов, 386 из них имели всего до 400 гектар земли. Потому с 50-х годов начинается процесс укрупнения хозяйств. Осуществлением геодезических землеустроительных работ и составлением проектов внутрихозяйственного и межхозяйственного землеустройства занимался институт землеустроительного проектирования. Реализация этих проектов позволила более рационально эффективно использовать земельные ресурсы Крыма.

Надо сказать, что хозяйственное использование территории всегда имело существенное влияние на формирование земельных отношений и управление земельными ресурсами в Крыму. Но здесь следует отметить, что исторически на полуострове развивались два основных направления хозяйственного использования территории – это животноводство и земледелие.

В античный период в животноводческой сфере деятельности преобладало скотоводство. В частности у скифов преобладало кочевое скотоводство, но постепенно оно приобрело загонную форму. Загонная форма скотоводства существовала и у греческих поселенцев, однако не являлось их основным хозяйственный занятием. Основным родом занятий у греков в Крыму было земледелие. В античности в Крыму выращивали пшеницу, ячмень, рожь, просо, чечевицу, вику, зернобобовые культуры. Тавры и скифы также занимались земледелием. Они применяли переложную систему земледелия, а у греков в то время уже существовала двухпольная система земледелия. Позже, после захвата хоры Херсонеса в западном и северо-западном Крыму, скифы также начинают применять двупольные севообороты. Такая система земледелия оказалась очень дееспособной и применялась в выращивании зерновых и зернобобовых культур фактически до начала XIX века.

В средневековый период в Крыму сформировались региональные особености хозяйственного использования территории. В степной части полуострова преобладало кочевое скотоводство, а в горной части в частности в княжестве Феодоро существовала загонная форма скотоводства. В Предгорном Крыму и на Керченском полуострове преобладало земледелие. Здесь выращивали в основном зерновые культуры. На южном берегу Крыма развивалось виноградарство.

Такие же региональные особености хозяйственного использования земельных ресурсов проявлялись и в Крымском Ханстве. Правда в районе предгорий земледельцы занимались еще и садоводством. А в степной части полуострова основным занятием было скотоводство и овцеводство.

С 30-х годов XIX века в Таврической губернии, в том числе в Степном Крыму начинается интенсивное развитие зернового хозяйства. Особенно увеличивается производство зерна в 40-х и 50-х годах XIX века. А в 1880 году под зерновыми было занято 849 тысяч десятин. В тоже время в Крыму расширялись и площади садов и виноградников. В 1890 году под садами было занято 5100 десятин земли. А площадь виноградников к 1895 году составила 6284 десятин.

В XIX веке в Степном Крыму особенно широкое развитие получило овцеводство. Так только в 1849 году в Крыму насчитывалось 748 800 овец.

Активное развитие сельского хозяйства Крыма продолжалось и в советский период. Так в Крымской АССР на 1940 год общая посевная площадь зерновых составляла 980,7 тысяч гектар. Под садами было занято 20 000 гектар, а под виноградниками 11 600 гектар. Но война 1941-1945 годов на десять лет притормозила развитие сельского хозяйства Крыма. Уровень 1940 года был достигнут только в 1952 году.

Но следует отметить, что хозяйственное развитие региона на разных исторических этапах во многом зависело от эффективного экономического механизма управления земельными ресурсами.

Еще в античный период в Скифском царстве земледельцы предгорий платили дань степным кочевникам, так как находились в зависимости от них. А жители Керкинитиды платили налог Херсонеской магистратуре в натуральном виде: присылая в Херсонес корабли, загруженные пшеницей.

В средневековый период, а именно в VIII веке Хазарский Каганат распространил свое влияние на большую часть Крымского полуострова. Так в 80-х годах VIII века над готским княжеством Феодоро был установлен хазарский протекторат. Сюда был назначен Тудун, - так называли наместника, который контролировал выполнения фискальных обязательств правителем данной территории. Проще говоря, местное население должно было платить за право проживания и за право использования земельных ресурсов региона. Оплата производилась как в натуральной так и в денежной форме.

В генуэзских колониях возникших в начале XIV века формируется четкий порядок распределения земли путем выкупа. Генуэзские граждане объединялись в коммуны. Коммуна имела право через консула купить консулат – право на пользование землей. Каждый член коммуны имел право получить свой карат. Каратом называли земельный пай выделяемый из приобретенных коммуной земель. Весь процесс контролировался специальными уполномоченными судьями-контролерами, их называли синдиками. Синдики с помощью официалов следили также за уплатой «аварии» - подушного налога.

В Крымском Ханстве существовал земельный налог под названием «караджи-ерази». Его платили и мусульмане и христиане. Этот налог составлял 1/10 часть урожая. Непродуктивные и пустопорожние земли - «мевать», а также земли религиозных учреждений - «мевкуфе», налогом не облагались.

При присоединении Крыма к Российской Империи, еще в 1783 году начались работы по камеральному описанию Крымского полуострова, его целью было определение дальнейших перспектив экономического развития региона. Было установлено, что на 1783 год в Крымском Ханстве собрано налога с рогатого скота и овец - 25 000 рублей, а десятиного хлебного налога - 12 000 четвертей, хотя в урожайный год этот показатель мог равняться 40 000 четвертей. Таким образом, приблизительно посчитать среднюю величину хлебного налога собираемого в Крымском Ханстве можно так: (12 000 + 40 000) / 2 = 26 000 четвертей зерна. То есть всего в Крыму земледельцы собирали в среднем 260 000 четвертей зерна в год. А если взять среднюю урожайность зерновых в Крыму на 1842, 1843, 1844 года (таб.1) то можно определить и среднюю площадь земли занятой под зерновыми культурами: 260 000 / 4,96 = 52 419 десятин.

В XIX веке царское правительство проводило активную экономическую политику в сфере управления земельными ресурсами направленную на эффективное хозяйственное развитие Таврической губернии.

Так удалось привлечь к хозяйственному освоению земель Крыма много иностранных поселенцев путем предоставления льгот: освобождение от налогов и повинностей на 8-10 лет, ссуда на переезд, предоставление больших участков земли (до 50 десятин).

В 1803, 1828, 1830 годах были изданы указы о льготах для лиц, занимающихся разведением садов и виноградников - казенные земли предоставлялись им в бесплатное пользование и даже в личное «потомственное» владение. Существовали льготы и для собственников, которые занимались овцеводством: снижение налогов и денежные кредиты.

В тоже время в Крыму началась активная продажа земли. Потому в мае 1816 года губернское правительство приняло указ о прекращении продажи земель по низким ценам. Ведь стоимость земли зависела от развития рыночных отношений. Существовали и другие аспекты, влияющие на денежную оценку земли. Так в 1829 году известный ученый и помещик В. И. Кеппер в своем имении «Карабах» в близи Алушты имел 4 десятины земли. Стоимость одной десятины составляла 2000 рублей - если это участок не возделываемой земли, без строений и без крестьян. А такой же участок только вскопанной земли стоял 3000 рублей за десятину. В степной части Крыма за такую сумму можно было приобрести до 100 десятин пашни. Стандартная десятина равнялась 1,09 гектара, но при денежной оценке земли использовалась, скорее всего, хозяйственная десятина равная 1,45 гектара.

В целом политика российского правительства в сфере управления земельными ресурсами способствовала активному развитию аграрной промышленности на территории Крыма. Так в начале XX века Таврическая губерния становится хорошо развитым в экономическом отношении регионом. А земли Крыма были полностью освоены и использовались по назначению.

В СССР единственным собственником земли являлось государство, а в таких условиях о развитии земельных отношений на рыночных принципах не могло быть и речи. Каждый колхоз выполнял специально разработанный для него хозяйственный план работы. Таким образом, плановая экономика, осуществлявшаяся государством, не могла принести существенные положительные моменты в дальнейшее развитие земельных отношений в Крыму.

На современном этапе в Украине проводится земельная реформа. Программа земельной реформы в Автономной Республике Крым на 2001-2005 годы разработана во исполнение Указа Президента Украины от 30 мая 2001 года N 372/2001 "Об Основных направлениях земельной реформы в Украине на 2001-2005 годы" и на основе действующего законодательства Украины, положений указов Президента Украины, постановлений Верховной Рады и Кабинета Министров Украины, постановлений Верховной Рады и Совета министров Автономной Республики Крым.

Земельная реформа в Украине является важной составной частью экономической реформы, которая осуществляется в связи с переходом экономики государства к рыночным отношениям.

Проведение земельной реформы связано с изменением форм собственности, перераспределением земель, увеличением количества землепользователей и собственников земли, что требует выполнения большого количества обоснований, технических расчетов, изготовления картографических материалов, юридического удостоверения прав на земельные участки, государственной регистрации, соответствующей законодательной базы и финансирования.

Целью земельной реформы в 2001-2005 годах является обеспечение эффективности использования и повышения ценности земельных ресурсов, создание оптимальных условий и производственного потенциала земли, преобразование ее в самостоятельный фактор экономического роста.

Формирование земельных отношений в ближайшие пять лет должно

Базироваться на принципах: нерушимости права частной собственности на землю; включения земли в рыночный оборот; социальной справедливости при перераспределении земель, которые находятся в государственной и коммунальной собственности; соединения высокой экономической эффективности и экологической безопасности использования земель; согласованности темпов и основных направлений реформирования земельных отношений и отношений в аграрном секторе экономики.

Главная задача состоит в том, чтобы при помощи правовых норм, финансово-экономических рычагов обеспечить проведение работ по землеустройству, создать автоматизированный государственный банк данных о собственниках земли и землепользователях, экологическом состоянии, направлениях и структуре использования земельных ресурсов, повысить ответственность всех субъектов хозяйствования на земле за рациональное использование и качественный состав почв, сделать их материально и морально заинтересованными в проведении мероприятий по защите и воссозданию продуктивной силы земли.

Эффективное решение проблем радикального улучшения природопользования и охраны окружающей среды, в том числе земли и почв, в настоящее время невозможно без взвешенной и последовательной политики в этой сфере, четко организованного выполнения намеченных планов, программ и конкретных мероприятий, действенного контроля за ходом их реализации и целевым использованием выделенных бюджетных средств. При этом необходимо применять гибкую систему как стимулирующих (финансово-экономических), так и принудительных (административных) рычагов и инструментов воздействия на собственников земли и землепользователей, от которых прежде всего и зависит эффективное использование национального богатства - земельных ресурсов.

Современное состояние развития земельных отношений в Крыму

Требует разработки прогнозов и программ стратегического характера, базирующихся на почвозащитной и землеохранной концепции реформирования и совершенствования землепользования.

Реализация Программы в Автономной Республике Крым как комплекса взаимосвязанных правовых, организационных, финансовых, научно-технических и других мероприятий должна обеспечить ускорение завершения земельной реформы, а также создать эффективный механизм регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами.

Исторический анализ закономерности управления земельными ресурсами в Крыму. - 3.0 out of 5 based on 2 votes