Классификация конфликтных ситуаций в области земельных отношений

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (3 Голоса)

Классификация конфликтных ситуаций в области земельных отношений.

Глубокое реформирование земельных отношений в Украине, масштабность изменений земельного законодательства неизбежно влекут за собой проблемы и противоречия его применения. Важным моментом государственного управления в сфере земельных отношений является комплексный учет возможных отрицательных экономических, социальных и психологических последствий реформирования земельных отношений. К их числу, прежде всего, относится возникновение конфликтных ситуаций. Наличие конфликтов в земельных отношениях представляет угрозу продовольственной безопасности, более того, - может привести к межнациональному противостоянию, как это видно на примере отдельных регионов Крыма.

Конфликтология в земельных отношениях не нашла отражения в специальной литературе, поэтому данное исследование является попыткой провести соответствующий анализ конфликтных ситуаций в земельных правоотношениях. Для более полного изучения явления и его логического анализа используем метод классификации.

Суть метода классификации состоит в выявлении и фиксации существенных характеристик и особенностей классифицируемых объектов. Такой способ познания, отображая закономерности развития, позволяет составить более развернутое представление о структуре явления. Классификация глубоко вскрывает связи между изучаемыми объектами и служит основой для обобщающих выводов и прогнозов. Поэтому представляется важным применение метода классификации при изучении конфликтных ситуаций, возникающих из земельных отношений с целью их дальнейшего разрешения и предотвращения. Эта задача носит не только научный характер, но и имеет большую практическую значимость.

Основные положения теории классификации разрабатывались В. Кажарой, Г. Бокием, С. Розовой, М. Кондаковым. В теории земельного права ряд авторов предложили подразделение на группы земельных споров, в частности, Погребной А. А., Малышева Н. Р., Кулинич П. Ф., и земельных правонарушений (Самончик О. А., Погребной С. А., Кулинич П. Ф., Шемшученко Ю. С.), однако до настоящего времени нет комплексного исследования по вопросу классификации конфликтных ситуаций, вытекающих из земельных отношений.

Целью Данной статьи является разработка на основе общей теории классификации, как системы методологических установок, классификации конфликтных ситуаций, вытекающих из земельных отношений.

В соответствии с п.1 ст.2 ЗК Украины, земельные отношения представляют собой «общественные отношения относительно владения, пользования и распоряжения землей», соответственно, элементами земельных правоотношений являются право владения, право пользования и право распоряжения землей (земельным участком, паем).

Слово «конфликт» происходит от лат.«conflictus» (столкновение). Конфликт – это отношения между субъектами социального взаимодействия, которые характеризуются противоборством при наличии противоположных мотивов (интересов, целей) [1]. Исходя из вышеизложенного, можно прийти к следующему выводу: конфликт в земельных правоотношениях – это столкновение взглядов, интересов, позиций по вопросам прав владения, пользования и распоряжения землей (земельным участком, паем), которое сопровождается конфронтацией, противостоянием или конкуренцией сторон.

Условием возникновения конфликта является конфликтная ситуация. Земельный кодекс не содержит понятия «конфликтная ситуация», однако ст.158 ЗК определяет органы, в компетенции которых находится разрешение земельных споров, и ст.211 ЗК закрепляет перечень видов нарушений земельного законодательства.

Теория земельного права дает определение понятий «земельные споры» и «земельные правонарушения».

Земельные споры – это особый вид правоотношения по разрешению разногласий, связанных с нарушением права собственности и права пользования, то есть права владения, пользования и/или распоряжения предоставленным земельным участком, а также – отводом или изъятием земли, которые возникают между собственниками земли и землепользователями, другими лицами, органами местного самоуправления и государственными органами, которые осуществляют управление земельными ресурсами [2].

Земельные правонарушения, – общественно вредные виновные действия или бездействие, противоречащие нормам земельного права. Эти отрицательные социальные явления посягают на земельное устройство и правопорядок, призванный обеспечить рациональное использование и охрану земель, защиту лиц, использующих земельные участки [3].

Исходя из этих понятий и их теоретического осмысления, мы делаем вывод о том, что В земельных правоотношениях отмечается наличие конфликтные ситуации, вытекающих из земельных споров и из земельных правонарушений.

Отсюда следует, что в процессе построения классификационного дерева представляется целесообразным использовать индуктивный метод анализа. Он предполагает выделение двух классов характеризуемых объектов (земельные споры и земельные правонарушения) на основе выявления признаков сходства и отличия. Главный критерий отличия – объект. Объектом земельного спора является субъективное право на конкретный земельный участок (право владения, пользования и распоряжения). Объектом земельного правонарушения является земельный правопорядок, права и интересы собственников земли, землепользователей и земельный фонд страны.

Конфликтные ситуации в земельных отношениях (земельные споры и земельные правонарушения) можно классифицировать на отдельные виды по разным критериям. В свете избранной темы приемлемым представляется деление конфликтных ситуаций: по предмету, характеру, сторонам и подведомственности.

По предмету Земельные споры, можно разделить на: 1)собственно земельные споры между собственниками земли и землепользователями, другими лицами и государственными органами относительно владения, пользования и/или распоряжения земельными участками; 2)имущественные споры, связанные с земельными отношениями, включая споры о возмещении ущерба и ограничении прав собственников земли; 3)споры в сфере управления (административные), связанные с земельными отношениями.

Собственно земельные споры составляют подавляющее большинство возникающих в настоящее время споров. К ним относятся все споры, связанные с осуществлением владения, пользования и распоряжения земельным участком: споры, возникающие в связи с прекращением и переходом прав на землю (ст.145 ЗК Украины), прекращением права пользования земельными участками, которые используются с нарушением земельного законодательства (ст.144 ЗК), принудительным прекращением права на земельный участок в связи с использованием земельного участка не по целевому назначению (п.«а» ст.143 ЗК); споры, связанные с выкупом (изъятием) земельных участков для общественных нужд (ст.146 ЗК); споры, связанные с правом земельного сервитута (ст. ст. 98-102 ЗК), с несоблюдением правил добрососедства (ст. ст. 103-109 ЗК) и многие другие земельно-правовые споры.

Характерным признаком рассматриваемого вида споров является то, что они возникают по поводу земельных участков, принадлежащих на праве собственности, или находящихся в пользовании, в том числе на условиях аренды.

Имущественные споры, связанные с земельными отношениями – это споры о выплате компенсаций и возмещении ущерба при изъятии или самовольном занятии земельных участков, ограничении прав собственников и землепользователей, ухудшении качества земель или доведении их до состояния, при котором они не пригодны для использования по целевому назначению; споры, связанные с возмещением потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, со взиманием арендной платы за земельный участок и т. д.

Административные споры, связанные с земельными отношениями не получили своего прямого законодательного указания, хотя они явно вытекают из земельно-правовых норм. Таковыми могут быть споры о предоставлении земельных участков сельскохозяйственного назначения для строительства промышленных предприятий, автомобильных дорог, ЛЭП и пр. (ч.3 ст.23 ЗК Украины); споры, связанные с выкупом земельных участков для общественных потребностей (ст.146 ЗК) и с принудительным изъятием для отчуждения по мотивам общественных потребностей (ст.147 ЗК); споры о разграничении территорий сел, поселков, городов, районов и областей (ч.2 ст.158 ЗК) и споры о разграничении границ районов в городах (ч.3 ст.158 ЗК), а также споры о порядке установления, изменения и закрепления на местности границ административно-территориальных единиц и населенных пунктов (ст.175 ЗК); споры об осуществлении мероприятий, предотвращающих отрицательное влияние на сельскохозяйственные угодья при разработке месторождений полезных ископаемых (п.4 ст.97 ЗК) и др.

Не получили однозначного определения в правовой литературе вопросы о природе споров, связанных с отказом в удовлетворении заявлений и ходатайств о предоставлении земельных участков [4]. Они могут быть отнесены как к категории земельных споров, так и к категории административных споров. Последний подход представляется более предпочтительным, так как предметом спора является не земельный участок (пай), а решение государственного органа. Обжалование в суде такого решения рассматривается не в порядке искового производства, а в порядке производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений.

Некоторые специалисты в области земельного права относят Споры, связанные с платежами за землю к отдельным видам споров [5], относя к ним споры, связанные с начислением размеров платежей, сроками их внесения, применением льгот по платежам за землю, споры, возникающие в связи с установлением размеров арендной платы.

Представляется, что такой подход не является безупречным. Споры, связанные с арендными платежами за землю, как представляется, логичнее отнести к имущественным земельным спорам, учитывая тот факт, что при решении таких споров необходимо исходить из договорных условий. Споры же, связанные с платежами за землю, регламентированные Законом «О плате за землю», можно считать отдельным видом споров, либо отнести к административным спорам, поскольку, в соответствии с Законом Украины «О системе налогообложения в Украине», плата за землю как природный ресурс отнесена к общегосударственным налогам и обязательным платежам.

По предмету земельные правонарушения можно разделить, основываясь на положениях ст.211 ЗК Украины, в которой закреплен перечень видов нарушений земельного законодательства. Так, по мнению О. А.Самончик [6], все земельные правонарушения можно условно разбить на следующие группы: Собственно земельные правонарушения и Земельные правонарушения экологической направленности. При этом первые подлежат подразделению на Земельные правонарушения имущественного характера и Земельные правонарушения в сфере управления, по аналогии с земельными спорами. Если же совершение земельного правонарушения связано с причинением вреда земле как природному объекту, то оно является земельным правонарушением экологической направленности.

Указанное деление приводит также А. А.Погребной [3], отмечая его условный характер, поскольку отдельные правонарушения имеют признаки как земельных правонарушений имущественного характера, так и земельных правонарушений экологической направленности, например, такие правонарушения, как несвоевременный возврат временно занимаемых земель, или неприведение их в состояние, пригодное для использования в соответствии с назначением.

В нормах статей Земельного кодекса Украины непосредственно не заложен механизм разрешения конфликтных ситуаций, однако его гл.23 «Защита прав на землю», гл.25 «Разрешение земельных споров» и гл.37 «Ответственность за нарушения земельного законодательства» опосредованно определяют вопросы разрешения конфликтных ситуаций в земельных правоотношениях.

Защиту нарушенного права можно определить как действия правоприменительных органов, направленные на прекращение нарушения права, ликвидацию, насколько это возможно, всех негативных последствий нарушения, а также установление юридической ответственности (гражданской, административной, уголовной, дисциплинарной, финансовой) [2].

Защита права собственности, как и иных прав на землю, может осуществляться в досудебном (доюрисдикционном) и судебном (юрисдикционном) порядке. Указанные принципы можно положить в основу классификации конфликтных ситуаций по характеру.

По характеру Земельные споры делятся на земельные споры искового и неискового характера. Так, например, к спорам неискового характера могут быть отнесены споры между собственниками земли и землепользователями относительно границ между соседними земельными участками, между собственниками земельных участков или землепользователями, с одной стороны, и другими лицами, с другой, - относительно получения разрешения на проход к дорогам общего пользования, а также на установку или ремонт межевых знаков и сооружений, соблюдения правил добрососедства и прочие. Споры неискового характера предполагают внесудебную процедуру рассмотрения, не исключая при этом возможности дальнейшего обращения в судебные инстанции.

Другие споры могут рассматриваться только в судебном порядке, - это споры искового характера по поводу владения, пользования и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности граждан и юридических лиц, по размежеванию территорий сел, поселков, городов, районов и областей.

В соответствии со ст.152 ЗК, защита прав граждан и юридических лиц на земельные участки осуществляется путем: а)признания прав; б)возобновления состояния земельного участка, которое существовало до нарушения прав, и предупреждения совершения действий, эти права нарушающих; в)признания договора недействительным; г)признания недействительными решений органов исполнительной власти или органов местного самоуправления; д)возмещения причиненного ущерба; е)применения иных, предусмотренных законом способов.

Для нашей классификации исков по делам, возникающим из земельных правоотношений, используем предложенное О. Снидевич [7] деление исков по способу судебной защиты земельных прав истца, то есть рассмотрим иски о признании, присуждении и преобразовательные.

Исками о признании являются, в частности, иски о признании права собственности или пользования земельным участком, о признании действительными земельных соглашений, иски о признании недействительными решений органов исполнительной власти или органов местного самоуправления. Указанными исками не создаются права для истца, а признаются его права, существующие до процесса.

В соответствии со ст.152 ЗК, Иски о присуждении по делам, возникающим из земельных правоотношений, характеризуются такими способами защиты прав, как обязанность ответчика восстановить состояние земельного участка, которое существовало до нарушения прав, возмещение причиненного ущерба. Исками о присуждении являются, в частности, иски о возвращении самовольно занятого участка, об устранении препятствий в пользовании земельным участком, о возмещении причиненного ущерба.

Преобразовательными называются иски, направленные на прекращение, изменение или создание нового правоотношения. Предметом преобразовательного иска являются те материально-правовые отношения, которые подлежат судебному преобразованию. Содержанием преобразовательного иска является требование к суду о прекращении, изменении или установлении нового правоотношения [8].

Земельный кодекс предусматривает за судебным решением статус юридического факта земельного права, указывая в определенных случаях, что судебное решение является основанием изменения или прекращения прав и обязанностей. Так, в соответствии со ст.87 ЗК, право общей долевой собственности на земельный участок возникает по решению суда; в соответствии со ст.100 ЗК, земельный сервитут устанавливается по договоренности между собственниками соседних земельных участков на основании договора или по решению суда, действие земельного сервитута подлежит прекращению в случае решения суда об отмене земельного сервитута (ст.102 ЗК). Во всех этих случаях судебное решение или непосредственно изменяет или прекращает земельные права и обязанности сторон, или является юридическим фактом – основанием изменения или прекращения этих прав.

По характеру Земельные правонарушения можно подразделить на проступки и преступления. Преступлениями в области земельного правопорядка считаются деяния, закрепленные как таковые в Уголовном кодексе. Другие неправомерные действия, нарушающие земельный правопорядок, признаются проступками. Они отличаются от преступлений степенью общественной опасности. Лица, виновные в совершении земельных правонарушений, привлекаются, соответственно, к административной, гражданской и уголовной ответственности. Отсюда и составы этих земельных правонарушений являются предметом регулирования Кодекса об административных правонарушениях, Гражданского и Уголовного кодексов. Исключение составляют положения ст.212 Земельного Кодекса, определяющие наличие земельно-правовой ответственности. Земельно-правовая ответственность предусматривает систему действий восстановительного характера, связанного с режимом земли как объекта природной среды [3].

Классификация земельных споров на исковые и неисковые имеет важное значение для определения их подведомственности. Каждой группе соответствует определенный порядок их рассмотрения и орган, уполномоченный разрешать эти споры.

Подведомственность – это определенная законодательством компетенция соответствующих органов по рассмотрению и разрешению земельных споров. Подведомственность разных категорий споров и порядок их разрешения определяет ЗК Украины (гл.25). Регулирование определенных аспектов данного вопроса содержится и в Законах Украины «О фермерском хозяйстве», «Об аренде земли» (ст.35), «О плате за землю» (ст.28), «Об оценке земель» (ст.28), «О разграничении земель государственной и коммунальной собственности» (ст.16).

Подведомственность разных категорий Споров и порядок их разрешения определяет Земельный Кодекс Украины (глава 25). Регулирование определенных аспектов данного вопроса содержится и в законах Украины «О фермерском хозяйстве», «Об аренде земли» (ст.35), «О плате за землю» (ст.28), «Об оценке земель» (ст.28), «О разграничении земель государственной и коммунальной собственности» (ст.16).

Земельные споры, которые предусматриваются положениями главы 25 Земельного Кодекса Украины, могут быть объединены по своей подведомственности в следующие группы:

- подведомственные исключительно Судам – по вопросам владения, пользования и распоряжения земельными участками, находящихся в собственности граждан и юридических лиц; в отношении размежевания территорий сел, поселков, городов, районов и областей (п.2 ст.158 ЗК);

- подведомственные Органам местного самоуправления – относительно границ земельных участков, находящихся в собственности и пользовании граждан; в отношении исполнения гражданами правил добрососедства; в отношении разграничения границ районов в городах;

- подведомственные Органам исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов – в отношении границ земельных участков за границами населенных пунктов; в отношении размещения ограничений в использовании земель и земельных сервитутов.

Перечень органов, уполномоченных рассматривать и разрешать земельные споры, является исчерпывающим. Наряду с тем, что судам подведомственны все земельные споры, органы местного самоуправления и органы исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов уполномочены рассматривать и разрешать только отдельные виды земельных споров. В п.2 ст.158 ЗК приводится перечень земельных споров, отнесенных к исключительной компетенции судов. К ним относятся две группы споров: споры, субъектами которых являются граждане (физические лица) и юридические лица; территориальные земельные споры – субъектами этого вида споров являются органы местного самоуправления (соответственно, - сел, поселков, городов), а также местные государственные администрации.

Положениями п.3 ст.158 определяется компетенция соответствующего органа местного самоуправления по решению земельного спора. Вопрос о подведомственности решается по критериям территориальности (в пределах соответствующих населенных пунктов) и предмета спора. По предмету выделяется 3 группы подведомственных споров: 1)споры между гражданами-владельцами или пользователями земельных участков по определению смежных границ; 2)споры о соблюдении гражданами правил добрососедства; 3)территориальные земельные споры между органами местного самоуправления районов в городах по разграничению их территорий.

В п.4 ст.158 приведен перечень земельных споров, подведомственных рассмотрению Государственным комитетом Украины по земельным ресурсам и подчиненными ему Республиканским комитетом Автономной Республики Крым, областными, Киевским и Севастопольским городскими главными управлениями, районными отделами, городскими (городов областного и районного подчинения) управлениями (отделами) земельных ресурсов.

В отличие от земельных споров, Земельный кодекс не содержит прямого указания относительно Подведомственности земельных правонарушений, однако ст. ст.152 и 188 ЗК указывают органы защиты нарушенных прав на землю и органы государственного контроля за использованием и охраной земель.

Функции по выявлению и фиксированию земельных правонарушений как оснований юридической ответственности возложены на государственные контрольно-надзорные органы, местные советы, на государственных инспекторов. Правовые санкции применяются органами суда, хозяйственного суда, административными комиссиями сельских, поселковых, городских советов и другими компетентными органами.

Доюрисдикционную защиту прав на землю осуществляют природоохранные органы, органы земельных ресурсов, органы прокуратуры, другие органы в границах их компетенции. В частности, органы прокуратуры в соответствии с Законом Украины «О прокуратуре» осуществляют надзор за исполнением законов, рассматривают заявления и жалобы о нарушениях прав граждан и юридических лиц, опротестовывают акты органов государственной власти и местного самоуправления, дают предписания об устранении очевидных правонарушений закона и т. д.

Органы Министерства охраны окружающей природной среды, в соответствии с КоАП Украины (ст.242) могут применять меры административной ответственности за правонарушения, причинившие нарушение права собственности на землю (в частности, предусмотренные статьями 52-55 и др. КоАП Украины). Также эти органы уполномочены принимать решения об ограничении, временном запрете (приостановке) деятельности, нарушающей право собственности на землю, если она осуществляется с нарушением природоохранного законодательства (п.«ж» ст.20 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды») в порядке, установленном Постановлением Верховной Рады Украины «Об утверждении порядка ограничения, временного запрета (приостановки) или прекращения деятельности предприятий, учреждений, организаций и объектов в случае нарушения ими законодательства об охране окружающей природной среды» от 29 октября 1992г.

Органы Государственного комитета Украины по земельным ресурсам могут в границах своей компетенции защищать право собственности на землю при решении земельных споров (см. ст.158-161 ЗК), применять за нарушения права собственности на землю административную ответственность в соответствии со ст.52, 53, 53¹, 53², 54, 55, 56 КоАП Украины. Правовой статус Госкомзема определяется Положением о Государственном комитете Украины по земельным ресурсам, утвержденным Указом Президента Украины от 14 августа 2000г. № 970/2000.

Во исполнение Указа Президента Украины от 19 августа 2002г. «Об усовершенствовании системы государственного управления земельными ресурсами и контроле за их использованием и охраной» Постановлением Кабинета Министров Украины от 25 декабря 2002г. № 1958 в составе Госкомзема была создана Государственная инспекция по контролю за использованием и охраной земель (Госземинспекция). Госземинспекция имеет территориальные органы в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе.

Размежевание контрольных полномочий между основными субъектами государственного контроля осуществляется в соответствии с Законом Украины «О государственном контроле за использованием и охраной земель» от 30.12.2002г. Он устанавливает правовой статус госинспекторов, их полномочия, права и обязанности.

Контроль за использованием и охраной земель осуществляют также органы местного самоуправления (сельские, поселковые, городские советы), а также органы местного самоуправления, представляющие общие интересы территориальных громад сел, поселков, городов (районные и областные советы). Вопрос организации и осуществления такого контроля за использованием и охраной земель регулируется Конституцией Украины (ст.140-146), Законом Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21 мая 1997г., Земельным кодексом Украины, Законом Украины «Об охране земель» (ст.5, 20, 51 и др.) и другими нормативно-правовыми актами Украины.

Закон о местном самоуправлении предусматривает осуществление контроля: за соблюдением земельного и природоохранного законодательства, использованием и охраной земель (п.1 ст.33); за исполнением проектов и схем землеустройства, проектов внутрихозяйственного землеустройства (п.10 ст.33); за использованием средств, поступающих в порядке возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, связанных с изъятием (выкупом) земельных участков (п.17 ст.33).

Подведя итог изложенного выше, можно отметить, что логический анализ позволил выявить четкие критерии классификации конфликтных ситуаций в земельных отношениях. Предложенная система классификации земельных споров и земельных правонарушений служит выявлению связей между этими явлениями. Так, например, подведомственность определяется характером земельного спора по стороне и по предмету. Каждой группе споров отвечает определенный порядок их рассмотрения и орган, уполномоченный разрешать этот спор. Анализ и изучение земельных споров и земельных правонарушений с помощью метода классификации может послужить целям профилактики и предупреждения конфликтных ситуаций.

Следует также отметить, что данному вопросу со стороны представителей теоретической науки не уделялось должного внимания. Применение самостоятельной теории классификации может быть успешным лишь при условии адаптации в сфере земельных правоотношений и требует дальнейших разработок отраслевой направленности. Учитывая большое социальное значение предупреждения конфликтных ситуаций, сохранения земельных ресурсов и надлежащего их использования, а также мер государственного регулирования по упорядочению, контролю и надзору в сфере земельных отношений, предупреждению злоупотреблений в этой сфере, бесспорной представляется практическая ценность дальнейшего более глубокого исследования.

Список литературы:

Конфликтологія: Навч. посібник / За ред. В. М.Петюха, Л. В.Торгової. – К.: КНЕУ,2003. – 315с. Науково-практичний коментар Земельного кодексу України / За заг. ред. В. В.Медведчука. – К.: «Юрiнком Iнтер»,2004. – 656с. Земельное право Украины / Под ред. Погребного А. А., Каракаша И. И. – К.: «Истина»,2002. – 496с. Земельне право / За ред. В. I.Семчика i П. В.Кулинича. – К.: «IнЮре»,2001. – 424с. Аграрное, земельное и экологическое право Украины. Особенные части учебных курсов: Учеб. пособие. – Харьков: «Одиссей»,2001. – 560с. Самончик О. А. Ограничение права землепользования сельскохозяйственных предприятий. – М.,1989. – 95с. Снідевич О. Окремі питання класифікациї цивільних позовів у справах, що виникають із земельних правовідносин // Право України. – 2006. - № 2. – с.98-101. Гражданский процесс Украины: Учеб. пособие. / Под ред. Червоного Ю. С. – Х.: «Одиссей»,2003. – 352с.

С. Ю.Кочегаров

Классификация конфликтных ситуаций в области земельных отношений - 5.0 out of 5 based on 3 votes