История управления земельными ресурсами и земельными отношениями.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.50 (2 Голоса)

История управления земельными ресурсами и земельными отношениями.

Необходимость изучения диктуется двумя условиями:

как всякая система – система управления земельными ресурсами является динамически развивающейся и эволюционирующей. Знание закономерностей ее развития позволяет определять подходы и прогнозировать ее становление и развитие в будущем. любая система управления заимствует элементы и прошлого исторического опыта, что позволяет избежать лишних энергетических затрат на сочинение нового и ошибок при решении ключевых вопросов.

Этапы развития управления и характерные его черты в истории Украины.

Дохристианский период (1,5 млн. лет назад – 30-40 тыс. лет назад) – общество неандертальского типа. Основные характеристики: собирательство, охота, стадный образ жизни, управление земельными ресурсами осуществляется только с точки зрения организации и защита территориальных границ (дикое землеустройство), организационное управление осуществляется на уровне вожака.

Неолитический период связан с кроманьонцами и резким изменением жизнедеятельности и производства. Появляются первые орудия труда, возникает скотоводство как отрасль, подсечное земледелие, гончарное производство, усложняется социальная структура общества, в основе которого матриархат, активное воздействие на окружающую среду, управление земельными ресурсами включает следующие аспекты:

Определение местоположения племени

Определение архитектурно планировочных решений усадеб

Выбор наиболее плодородных участков земель для ведения земледелия и кормовых угодий для выпаса скота

Разрешение конфликтных ситуаций силовым методом

Известно большинство зерновых культур.

Железный век Включает разнообразные культуры, проживавшие на территории Украины (скифосарматская, греческая, римская культуры). Характеризуется:

    совершенствование орудий труда и их долговечности развитие торговли усложнение социальной структуры общества появление социальной специализации (вожди племен, воинские формирования, торговцы, производители товара) земля приобретает реальную ценность, стоимость как территориальный ресурс поражает возникновение конфликтов, в том числе военных управление землей приобретает черты централизации, однако остается во многом стихийной земля выступает в качестве средства для решения политических задач.

В Скифии:

Переложная система землепользования

Усложняется социальная структура

Возрастает культура земледелия

Возникают зачатки кадастрового дела

Возникает налогообложение за использование земли, которое основывается учете и контроле.

Ранний христианский период (4-7 век нашей эры):

Усложнение социальной структуры общества

Дифференциация общества социальная и экономическая

Совершенствование орудий труда, появление плугов с железными наконечниками

Улучшение селекционных работ

Рост численности сельскохозяйственных поселений

Развитие культуры и науки.

С точки зрения управления землеустройством:

1.  управление размещением жилищ и хозяйственной инфраструктуры

2.  строгое ограничение землепользований, учет землепользователей

3.  появляются договорные решения споров, связанных с землей

4.  совершенствуются инструменты измерения земельных участков (неунифицированные)

5.  организация севооборотов

6.  появляются первые города, которые требуют организации территории

7.  составляются первые планы (карты), которые служат основой формирования кадастровых данных для налогообложения. Осуществляется с плуга, поскольку способ производства определяет площадь обрабатываемой земли.

К концу этого периода общинная форма землепользования сменяется соседской формой. Происходит становление земельных отношений на базе наследования, что предполагает владение землей без права продажи (аренды). К 8-9 столетию исчерпываются территориальные земельные ресурсы, формируется княжеская форма правления на большинстве территорий, возникают сложные земельные отношения, основанные на праве пожизненного владения землей, права наследственности, права силы. Управление земельными ресурсам и основывается на договорной системе, т. е. появляются элементы земельного права. Земля является основой налогообложения.

Киевская Русь.

Киевская Русь сформировалась к 9 веку как феодальное общество со своеобразной организацией территории, ее управлением и отношениями внутри нее. Киевская Русь просуществовала в постоянных войнах за расширение территорий. Киевская Русь не была однородной по своему составу: белые хорваты, древляне, северяне, вятичи и др. В каждом из племен были свои обычаи, которые подчинялись князю, что было до 1054 года. С 1140 по 1240 год 47 раз менялась княжеская власть. Результат:

    возросли налоги на содержание власти, уменьшилось производство увеличилось недовольство народа

И как результат – крах.

Социальное устройство. В основе лежало 2 класса: вольные люди и людины. К вольным относились князья, бояре, дружина, а к людинам – купцы, гости, смерды, изгои. Невольный класс – челядь, холопы, невольники.

Формы собственности на землю:

пожизненное и наследственное давалось князьям княжеские и боярские владения, которые образовывались в результате завоевания земель особые формы владения – монастырские земли.

Остальное население являлось составной частью угодий.

Верховенство власти принадлежало князю, который распоряжался всем укладом жизни. Появляются первые законодательные акты, закрепляющие право на землю в «Правде русской», которая насчитала 135 статей.

Укрепляется государственная власть и регулирование земельных отношений путем введения Вече в Боярскую Думу. Земельные отношения усложняются появлением крупных городов, которые требуют собственной организации земель. Расслоение общества повлекло за собой повышение налогов на землю и его роли. Налог взымался с плуга. Сначала налог взымался натуральными продуктами, велся учет владельцев.

С 10-11 века большая часть налогообложения была переведена на монетную форму, чем способствовало развитие сельскохозяйственного производства. Возникает многопольная система, развивается примитивное промышленное производство, возрастает товарооборот.

Итог по Киевской Руси:

происходит усложнение земельных отношений возникает многообразие форм собственности на землю появляется денежный налог на землю, связанный с усложнением социальной структуры общества совершенствуется управление земельными отношениями, основными элементами которого является решение земельных споров, установление земельных границ, учет земель как источника налогообложения закладываются элементы землеустроительного проектирования в связи с возникновением сельскохозяйственной специализации возникают основы управления землями городских территорий.

Литовский период (14-15 век). териториальное устройство подразумевало удельніе княжества, которіе делились на веводства и повит (земские воеводства). Наибольшие собственники еми – князь литовский, шяхта. Основной формой землевладения явяются дачи и службы. Дачи – землевладения, которые раздавались из Емель княжеской собственности в пользование с целью содержания войска. Каждая дача приблизительно составляет 80 десятин земли (казенная десятина =1,09 га, хозяйственная =1,45 га). Служба должна содержать одного солдата. Существовала форма независимых крестьян – дачников, которые вправе были распоряжаться землей, которая предоставлялась в пользование, могла передаваться по наследству, закладываться, продаваться с правом дани. Другая форма собственности крестьян – тягловые или служебные, которые были обязаны отбывать панщину. Земля у них находилась во временном пользовании на прокорм. В городах осталась прежняя система землеустройства с денежным налогообложением.

Итог:

1.  усложнение структуры общества

2.  земельные отношения усложняются, регулируются законодательно

3.  усложняется иерархия власти

4.  возрастает нагрузка на с\х производителя

5.  преобладает денежная форма расчетов за землю.

Польский период(16-18 век)

Основные социальные черты этого времени:

Введение иерархической организации территории

Жесткое закрепление крестьян за землей

Увеличение эксплуатации с\х производителей

Совершенствование учета земель с интенсивным притеснением на национальной основе.

Основное хозяйствование велось в фольварковой системе, совершенствовалась с\х обработка земли, налогообложение приобрело почти однозначно денежную форму. Усиление гнета со стороны Польши привело к возникновению казачества с соответствующей системой землеустройства, в которой земли принадлежат, в основном, казачеству. Земли предоставлялись в пользование гетману, старейшинам и куреням. Постепенно эти землевладения приобретают постоянные формы: дачи, хутора.

Итог - период породил сильные противоречия в области регулирования земельных отношений:

вытеснение исконных владельцев земли польскими магнатами чрезмерная эксплуатация крестьян введение системы аренды земли возникновение конфликтов в пограничных землевладениях.

Московский период.

После присоединения Украины к России сформировалась следующая система землевладений: гетманское землевладение, крестьянские хозяйства.

Земли передавались на период прохождения воинской службы казакам и в пожизненное владение. Состав землевладений определялся уровнем социального положения. После отмены гетманства в 1764 году был введен губернский принцип правления и соана Московская коллегия, задачи которой: перепись налогоплательщиков закрепление крестьян за собственниками.

В 1765 году был издан государственный манифест о генеральном межевании, который предусматривал вынесение в натуру границ землевладений дворян, казаков и церкви.

Одно из основных направлений регулирование земельных отношений – заселение пустующих земель Таврии путем бесплатного выделения земельным участкам дворянам до 1500 десятин при условии, что там осядет не менее 13 крестьянских семей.

Наряду с российскими помещичьими землевладениями формировались новые за счет части казацкой старшины и шляхты. Этим слоям выдавались дворянские грамоты. Значит, внимание уделялось наделению землей монастырей и церкви. При этом размеры земельных угодий ,особенно на юге Украины, не ограничивались. На юге наделялись землей и крестьяне с целью заселения земель. Крестьянские землевладения достигали площади 30 десятин, помещичьи – 120 десятин.

Социальные условия:

Монаршая власть,

Форма собственности государственная, помещичья, крестьянская.

Преобладает помещичья форма землевладения с жестким закреплением крестьян за землей

Производительность труда низкая

Ориентация хозяйства зерно

Налогообложение в денежной форме государством и смешанная помещиками

регулирование земельных споров осуществлялось государственной властью до уровня помещичьего землевладения.

Постреформенный период 1861г.

В дореформенный период земельные отношения в Украине регулировались различными законодательными актами. В Таврии имело хождение Великое Российское местное положение, в Правобережной Украине – местное положение, в Левобережной – малороссийская. Царский манифест положил конец разнообразию форм регулирования земельных отношений и обозначил основные направления реформы:

Ликвидация личной зависимости крестьян от землевладельцев и предоставления им прав вольных граждан Наделение крестьян землей и установление повинностей на землю. Обязательный выкуп крестьянских наделов.

Содержание реформы 1861 г. и особенности ее реализации.

Нормы наделов земли определялись законом с учетом региональных особенностей. Общая закономерность – меньше плодородия – больше надел. В Таврии надел составлял 3-6,5 га, в Левобережье – 3-4,5 га., в Правобережье – 2-2.3 га. При этом земля передавалась не крестьянам, а сельским общинам. В последующем определялась форма хозяйствования. В 1863 г. издан Закон о льготном выкупе земельного участка с уменьшением выплат на 20 % и рассрочкой платежа на 20 лет под 6 % от суммы выкупа. В случае, если крестьяне не могли выкупить землю, государство рассчитывалось с помещиком облигациями государственного займа на величине 80 % от выкупного платежа, при этом погашение кредита растягивалось на 49 лет. На Украине поддержало 70 – 90 % населения, Выгодность реформы для государства: Стоимость передаваемой земли крестьянам составила 128 млн. реблей, а на 1906 г. сумма внесенных платежей – 382 млн. реблей.

Неравные возможности порадили расслоения. В Украине 1861 – 1906 г. г. беднота крестьян составила 60 %, средний надел бедняка – 4 десятины; середняки (7-10 дес.) – 25 %; богатые (22 дес.) – 15 %. На длю богатых землевладельцев приходилось 40 % земли, находящейся в собственности, и 80 % арендной земли.

В управлении наметились следующие сдвиги:

1.  Укрупнение землевладений ( 32,5 тыс. землевладений размером 340 дес., 2835 помещиков владели 65 % дворянской земли).

2.  Во внутрихозяйственном землепользовании вводится 8-польная система севооборотов, что подняло урожайность на 40 – 50 %

3.  Реорганизация управления землями с/х общин. Приблизительно 40 % крестьянских хозяйств охватывало общинное землепользование, которое имело интенсивную поддержку со стороны государства, поскольку община гарантировало выплату

4.  Земля стала товаром, стоимость которой постоянно возрастает, формируется земельный рынок со своей инфраструктурой (1900 г. – 110 руб., 1905 г. – 135 руб. за десятину ). За время реформирования осуществлено актов купли-продажи на 26 млн. десятин за год.

Изменения социальных условий в 1905 -1907 г. г. вызвало необхлдимость нового реформирования земельных отношений, что произошло в результате Столыпинской реформы.

Предпосылки реформирования:

1.  Кризис перепроизводства

2.  Русско-японская война (рост налогов 1904-1905 г. г.)

Результат – объединение крестьян на 1905 г. безземельных и малоземельных крестьян составляло приблизительно 20 % от общего количества крестьянских хозяйств.

Цель Столыпинской реформы – создание класса богатых крестьян-собственников путем принуждения их к активной и полноценной работе и жизни. Для осуществления этих целей были приняты следующие законодательные решения:

6 мая 1905 г. было создано главное управление землеустройства и земледелия и комитет по земельным делам

9 ноября 1906 г. был принят Указ по земельной реформе, который стал Законом о земельной реформе 10 июля 1910 г.

Основной организационной целью реформы было разрушение крестьянской общины, которая стала не эффективным инструментом управления земельными ресурсами.

В соответствии с Манифестом 1861 г. каждый член крестьянской общины имел право выделить свой земельный участок из общинных земель, но за 45 лет численность семей в крестьянской общине сильно возросла. В противовес существующей системе общинного землепользования была выдвинута концепция хуторских выделов, суть которой – землевладение или землепользование выделялось единым массивом. Размер земельных участков (хуторов, отрубов) устанавливался на основе материалов сравнительной оценки земель.

Основные направления совершенствования земельных отношений в период Столыпинской реформы:

Организационные формы: создание иерархической системы управления земельными ресурсами по схеме МВД - главное управление землеустройства и землеустройства – губернаторы и административно-полицейский персонал – земельные начальники и местная власть.

Нормативные: издание и соблюдение соответствующих Законов.

Экономические: предоставление льготных и безвозвратных кредитов на мелиорацию земель, улучшение их качества; формирование цивилизованного рынка земли путем создания и развития земельного банка, с помощью которго регулировались землеустроительные проблемы. С 1908 г. хуторянам банк предоставлял 100 %- ный кредит, на отруб – 95 %, при этом часть земель переходила в собственность банка. Общий земельный фонд банка 1906-1915 г. г. составлял 64 млн. дес.

Происходило переселение людей из-за:

- формирующейся нехватки земельных ресурсов,

- во избежание дробления крестьянских хозяйств

Были выделены земли в Киргизии (20 млн. дес.) и Алтайском Крае (10 млн. дес.). Земли выделяли государственные межевые экспедиции, которые занимались оценкой качественного состояния земель и выделением земельных участков в натуре. Интенсивность переселения составляла от 70 тыс. в 1906 г. до 500 тыс. в 19511 г.

Результаты реформы:

1.  Начал формироваться слой зажиточного крестьянства на всей территории Российской Империи.

2.  Была сформирована эффективная землеустроительная служба.

3.  На новый уровень поднялась служба учета земель и контроля их качества.

4.  Сформировалась хуторская система хозяйствования.

5.  В социальном плане: отменены выкупные платежи, стимулировано развитие с/х производства (урожайность культур повысилась на 30-50 %).

Революционный этап 1917-1940 г.

После установления советской власти в Украине начался период разукрупнения помещичьих хозяйств. 5 февраля 1920 г. был принят закон о земле, в соответствии с которым прекращено право частной собственности на землю, что было закреплено земельным кодексом 1922 г. За период социалистической реформы до 1923 г. было конфисковано более 4 млн. десятин земли. Из этой земли крестьяне получили в среднем по 3,7 десятины.

Формы землепользований:

Участковая (полосные наделы) для ведения личного крестьянского хозяйства

Отрубы

Хуторская

Коллективная

Коммунальная

Артельная.

Перераспределение земель сопровождалось упадком с\х производства до 1927 г. В 1924-1927 г. г. – политика НЭПа, которая привела к некоторому подъему, но в 1927 началась коллективизация.

Период всеобщей коллективизации.

1927-1929 г. г. – провозглашена коллективизация. Это период пассивной коллективизации., но с 1930 началось активное вмешательство государства. В 1934 г. была провозглашена полная коллективизация. Происходит укрупнение крестьянских хозяйств, что вызвало возрастание государственного спроса на внутрихозяйственное землеустройство, целью которого являлось обеспечение оптимальной структуры хозяйства, уменьшение себестоимости продукции, повышение урожайности. Формируется 2 формы землевладений: колхозы и совхозы. В 1939 г. реформирование налогообложения: введен прогрессивный налог на ЛКХ.

Послевоенный период.

Изменения структуры с/х производства – укрупнение крестьянских хозяйств, в основе которого лежала идея формирования хозяйств рациональных размеров (агрогорода). В 1946 г. было 33,5 тыс. колхозов, а в 1951 г. стало 16 тыс.. При этом предполагалась ликвидация приусадебных участков с полным обеспечением сельхозпродукции за счет коллективной формы собственности на землю. В области регулирования земельных отношений - учет и регистрация землевладений. в 1954 году Постановлением о едином государственном учете земель в СССР. С середины 50-х по середину 60-х была заложена основа для систематического фундаментального, научного картографирования земельного фонда, путем проведения плановых, почвенных, геоботанических, топогеодезических, аэрофотосъемочных работ. Получает развитие земельно-кадастровое дело. В 1977 году Постановление СМ СССР «О порядке ведение ведения земельного кадастра».

Возрастают экологические проблемы, деградируют земли. Для восстановления плодородия почвы предпринимались шаги по государственному управлению в области охраны земельных ресурсов:

отнесение затрат на коренное улучшение земель на госбюджет усиление охраны природы и улучшение использования природных ресурсов( 1972 год) О рекультивации земель 1976 г. 14 марта 1985 года решение об открытии ВУЗов со специальностью «Управление земельными ресурсами и их охрана

Итого социалистического этапа:

- утрата хозяина на земле

- снижение продуктивности с/х угодий

- потеря понимания стоимости земли

- снижение урожайности с/х культур

+ совершенствование организационной структуры управления земельными ресурсами

+ организация плановых научных исследований состояния земель.


История управления земельными ресурсами и земельными отношениями. - 4.5 out of 5 based on 2 votes