Инновационные аспекты внедрения ГИС-технологий в управление территориальным развитием

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голоса)

Инновационные аспекты внедрения ГИС-технологий в управление территориальным развитием

В настоящее время в Автономной Республике Крым происходят существенные изменения в системе управления территориями. Интересы регионов требуют достоверной, актуальной информации об объектах управления и состоянии территории. Бурно развиваются социальные и политические процессы - возвращаются и обустраиваются депортированные народы, растет плотность населения, происходит становление Крыма как автономии.

Только четко сформированная и отлаженная система информационного обеспечения органов власти позволит формировать наиболее обоснованные решения, направленные на:

устойчивое социально-экономическое развитие,

рациональное природопользование;

охрану окружающей среды;

преодоление экологических проблем;

прогноз и предотвращение чрезвычайных ситуаций.

Развитие информационных технологий (особенно технологий географических информационных систем) уже сегодня позволяет решать с высокой экономической эффективностью ряд прикладных управленческих проблем, среди которых

ведение кадастров инженерных коммуникаций,

природных ресурсов,

прогноз чрезвычайных ситуаций техногенно-экологического характера, управление и эксплуатация объектами,

увеличение объемов ресурсных платежей.

Анализ сложившейся в Крыму системы управления территориальным развитием показал, что ее эффективность по ряду параметров уже не соответствует современным требованиям:

существующие ведомственные системы сбора данных по отдельным видам объектов управления организационно и методически разрознены, что не позволяет эффективно взаимодействовать при обосновании решений по развитию территорий;

в практику управления слабо внедряются современные информационные технологии;

государственные программы и инновационные проекты, направленные на повышение эффективности природопользования, практически не взаимодействуют между собой и не координируются органами исполнительной власти;

процесс сбора информации о состоянии объектов управления слабо увязан с конечными целями территориального развития и конкретными управленческими решениями;

в практике управления слабо используются экономические и эколого-экономические нормативы.

В рамках сложившейся организационной структуры регионального управления любые меры, направленные на его принципиальное изменение средствами самой системы, будут не эффективны.

В сложившейся ситуации, наиболее оптимальной формой достижения вышеперечисленных целей и действенным инструментом управления территорией является общекрымский инновационный проект, реализуемый Советом министров Автономной Республики Крым с 1995 года в форме Программы по созданию Единого республиканского цифрового территориального кадастра. Эта Программа носит многоуровневый и многоцелевой характер и на ее основе возможна отработка различных моделей построения информационных систем в русле реализации государственной политики информатизации.

В настоящее время завершено материально-техническое оснащение производственно - технологического комплекса в г. Симферополе.

В базовых городах Керчи, Евпатории, Ялте, Феодосии, Судаке, Красноперекопске развернуты региональные управления.

Приобретено компьютерное и специальное оборудование, лицензионное ПО, отработаны телекоммуникационные решения, подготовлены специалисты и развернуты работы по созданию банков данных.

В Банке данных ЕРЦТК имеются объектно-ориентированные топографические цифровые карты региона (Крым - М 1:200000, 1:50000; Симферополь, Судак - М 1:2000; Симферопольский р-н. Большая Алушта - М 1:10 000; Большая Ялта, Феодосия, Красноперекопск, Евпатория - М 1: 5 000), а также цифровые растровые топографические планы 20 городов и населенных пунктов Крыма в М 1:5000 (гг. Симферополь, Армянск, Белогорск, Джанкой, Бахчисарай, Саки, Старый Крым; Керчь, п. г.т. Черноморское, Кировское, Раздольное, Азовское, Ленине, Нижнегорское, Первомайское, Новый Свет, Советский, Красногвардейское).

Формирование Банка данных ЕРЦТК предполагает создание информационных слоев, характеризующих практически всю инфраструктуру природно-ресурсного и техногенного потенциала регионов Крыма и объединение единой системой телекоммуникаций.

В настоящее время создано 19 картографических баз данных, продолжаются работы по созданию Банка данных на цифровой картографической основе (масштаб 1:50000) по 22 тематическим слоям. В 1999 году реализовано 3 ГИС-проекта, 4 издательских проекта, проведено более 20 научно-технических и научно-исследовательских работ.

Основой функционирования ЕРЦТК является межведомственный, пространственно-распределенный Банк данных Автономной Республики Крым, который представляет собой совокупность и взаимную увязку различных ведомственных, специальных и тематических банков на основе единой цифровой топографической подосновы, единых классификаторов и форматов обмена данными в режиме реального времени.

Опыт показывает, что внедрение геоинформационных технологий в систему регионального управления является классическим примером инновационного процесса, требующего выявления приоритетных направлений, проведения по ним локальных внедренческих процедур с дальнейшим тиражированием опыта на региональном уровне.

На сегодняшний день, в рамках деятельности ИД ЕРЦТК получен ряд результатов, позволяющих говорить о реальном внедрении новых информационных технологий в практику управления региональным развитием. Выделим наиболее значимые из них:

1. Разработана технология создания информационной системы кадастра инженерных коммуникаций (на примере тепловых сетей г. Симферополя), включающая технологическую карту, перечень элементарных технологических операций. Реализованные технологические процедуры позволяют реально оценить трудозатраты на создание информационной системы Кадастра инженерных коммуникаций, а также оценить экономическую эффективность внедрения ГИС-технологий в сравнении с представлением необходимой информации на бумажных носителях.

2. Отработана технология создания регионального межведомственного пространственно-распределенного банка данных (МПРБД), позволяющая на практическом уровне реализовать процедуры хранения информации о системе управления территориальным развитием. Показано, что приоритетным при создании МПРБД CM APK является не прямое структурное программирование баз данных, а системная организация методической среды системы (Классификаторов объектов, управленческих решений и задач). Разработана и утверждена Советом министров APK методика инвентаризации информационных ресурсов, обоснованы системы классификаторов и структуры баз данных по основным видам управленческих решений. Таким образом, создание МПРБД позволит организовать в регионе геоинформационную структуру органов власти, представляющую собой механизм реализации программы информатизации.

3. Выполнены разработки по созданию прикладных информационных систем - атласа минеральных ресурсов, климатических параметров Крыма, а также создан ряд картографических баз данных по расселению и инфраструктурной обеспеченности возвращающихся в Крым депортированных народов, памятники, населенные пункты, рекреационные учреждения, минеральные ресурсы, природно-заповедный фонд и т. д, являющиеся инновационной средой для внедрения ГИС-технологий в перечисленные виды деятельности.

Используя созданную материально-техническую базу и накопленный научно-технический потенциал, в 1999 году были развернуты работы по созданию целого ряда информационно-аналитических систем, в т. ч.:

Кадастров природных ресурсов;

Городской информационной системы;

Информационной системы объекта управления;

Пространственно-распределенных баз данных социальной статистики.

В условиях реформирования системы административного управления, а также задач по прогнозированию развития населенных пунктов, проектированию, строительству и реконструкции объектов производственного, жилищно-коммунального назначения, данные городской информационной системы имеют первостепенное значение. Практически вся информация в населенных пунктах ведется на бумажных планово-картографических материалах, паспортах объектов, кадастровых картах и т. п., что является сдерживающим фактором в реформировании имущественных отношений, приватизации объектов и развитии рынка недвижимости.

В целях совершенствования информационной инфраструктуры Автономной Республики Крым, оптимизации управления местным хозяйством, создания систем мониторинга магистральных и городских инженерных сетей Крыма, обеспечения дополнительных поступлений в доходную часть республиканского и местных бюджетов необходимо создать интегрированную геоинформационную среду органов власти и местного самоуправления Автономной Республики Крым, включающую в себя:

создание единой информационной системы органов власти и местного самоуправления Автономной Республики Крым;

создание распределенного межведомственного банка данных Автономной Республики Крым, интегрирующего информационные сети Совета министров, республиканских министерств и ведомств и основных типов объектов управления;

организацию и ведение социально-экономических паспортов объектов управления (промышленное, сельскохозяйственное, рекреационное предприятие, населенный пункт, сельсовет, админрайон).

Для создания интегрированной геоинформационной системы, обеспечивающей совершенствование развития региона, необходимо решить следующие задачи:

Внедрение современных информационных технологий в практическую деятельность органов регионального управления;

Создание информационной системы Социально-экономический паспорт объекта управления;

Организация единой системы сбора данных об объектах управления;

Создание межведомственного пространственно-распределенного банка данных Автономной Республики Крым;

Информационная поддержка экономических механизмов управления территориальным развитием;

Создание информационной сети органов власти и местного самоуправления.

В Исполнительной дирекции программы по созданию ЕРЦТК имеется полный спектр технологий (от сканеров и плоттеров формата ноль до лицензионного программного обеспечения системы ARCINFO), в т. ч. все региональные управления Исполнительной дирекции также технологически обеспечены, имеют соответствующее программно-аппаратное оснащение и укомплектованы высококвалифицированными специалистами, все это дает возможность обеспечить органы местного самоуправления, горисполкомы и их службы комплексной информацией об объектах управленческого воздействия, сформировать компьютерный банк данных о правовом, экономическом, природном и пространственно - временном положении и состоянии объектов городской среды, что позволит упростить процесс подготовки принятия интегрированных управленческих решений, а также обеспечить решение других прикладных задач управления городским хозяйством.

В рамках реализации Программы в соответствии с ее основными концептуальными положениями, определяющими одной из основных задач объединение всех органов исполнительной власти и местного самоуправления единой системой телекоммуникаций, были проведены исследования в области телекоммуникационных средств передачи информации по каналам связи и рассмотрены предложения по выбору телекоммуникационного решения, обеспечивающего выполнение задач доступа к Банку Данных Совета министров с обеспечением технической защиты информации в каналах связи и функционирования GIS-задач, совместимости различных программных и аппаратных платформ.

Построение корпоративной телекоммуникационной сети позволит наладить базовую систему электронного документооборота и обмена почтовыми сообщениями и обеспечить оперативную связь Совета министров Автономной Республики Крым с органами местного самоуправления.

Вывод:

Можно с уверенностью сказать, что только при наличии интегрированных, тщательно спланированных информационных систем, возможно своевременное и обоснованное принятие решений в сфере регионального управления, широкое привлечение инвестиций во все сферы хозяйствования республики, реализация широкомасштабных инновационных проектов, что влечет за собой значительное улучшение экономической обстановки в Крыму.

(Подвигин Ю. Н., директор Исполнительной дирекции программы по созданию ЕРЦТК)