Системные требования к единому городскому кадастру

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голоса)

СИСТЕМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЕДИНОМУ ГОРОДСКОМУ КАДАСТРУ

Введение

 Для формирования полноценных информационных ресурсов, обеспечивающих информационную поддержку государственной регистрации прав на недвижимое имущество, учета и оценки этого имущества и упорядочения функционирования рынка недвижимости, необходимо создание интегрированной системы описания, учета и регистрации земельных участков и находящихся на них объектов недвижимости в виде комплексного единого городского  кадастра.

Создание такого интегрированного городского  кадастра должно основываться на концепции управления недвижимостью, предполагающей:

преодоление исторически сложившегося разделения недвижимости на собственно земельные участки, с одной стороны, здания и сооружения - с другой, помещения и квартиры - с третьей, т. е. формирование комплексного объекта недвижимости, включающего все три указанных компонента;

четкое распределение полномочий и функций федеральных и муниципальных органов государственной власти в сфере недвижимости;

совершенствование действующей нормативно-правовой базы в области регулирования отношений в сфере недвижимости в направлении интеграции процессов учета и регистрации комплексных объектов недвижимости и имущественных прав на них.

Информация о земельных участках, зданиях и сооружениях представляет собой совокупность различных характеристик (признаков) этих объектов. Так, земельный участок описывается пространственно-площадными характеристиками, физико-химическими характеристиками почв, экономическими характеристиками. Описание здания (сооружения) включает технические характеристики такие, как этажность, материалы стен и фундамента, площадные, экономические и иные инвентаризационные характеристики в объеме технического паспорта БТИ.

Перечисленные группы характеристик не пересекаются между собой и могут собираться и вестись независимо, в рамках земельного кадастра и кадастра зданий и сооружений.

Однако, земельные участки и находящиеся на них здания и сооружения взаимосвязаны как пространственно-географические объекты и как объекты, имеющие определенный (а часто и одинаковый) правовой статус.

Взаимосвязанность правовых и пространственно-географических характеристик земельных участков и находящихся на них зданий и сооружений означает необходимость технологической взаимоувязки процессов их регистрации и описания.

Создание комплексного городского  кадастра, содержащего информацию о земле и прочно связанной с ней недвижимости, позволяет учесть изменение экономической ситуации и информационных потребностей и, в то же время, использовать в новых условиях часть накопленной информации о земле для решения проблем в различных сферах общественной и экономической жизни.

Для эффективного использования комплексного имущественного кадастра в различных  сферах регионального управления необходимо решить административные, правовые и организационные проблемы, касающиеся технологии взаимодействия между компонентами комплексного кадастра, совместимости хранящейся в различных подсистемах информации, безопасности и сохранности баз данных, а также юридической ответственности за данные и ряд других проблем.

В настоящее время законодательная и нормативно-правовая базы федерального уровня, регламентирующая вопросы учета земли и связанной с ней недвижимости и регистрации прав на это имущество и сделок с ним, находится в процессе формирования. Последними документами принятыми в этой сфере, являются:

 закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

постановление Правительства Российской Федерации от 01.11.1997г. №1378 «О мерах по реализации Федерального Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним », в котором устанавливается ответственность за создание системы регистрации прав и сделок и формирование Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

постановление Правительства Российской Федерации от 18.02.1998г. N219 "Об утверждении правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которое устанавливает формы Единого государственного реестра прав и порядок их заполнения  и других нормативных документов.

Настоящие системные требования являются первым шагом в направлении унификации создаваемого городского  кадастра.

В настоящем документе учтены:

требования (технические условия) определяющие технический уровень единого кадастра  как современной информационной системы;

требования к городскому  кадастру - как основе интегрированных систем баз данных об объектах недвижимости и о земельных ресурсах;

 1. Цели и принципы создания ЕДИНОГО ГОРОДСКОГО КАДАСТРА

 Единый городской  кадастр - представляет собой интегрированную информационную систему описания, учета и регистрации земельных участков и прочно связанного с ними недвижимого имущества в границах ЗАТО Северск , а также регистрации прав на объекты недвижимости.

Основными целями создания городского  кадастра являются:

информационное обеспечение задач управления земельными ресурсами и недвижимостью;

информационное обеспечение государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

Единый городской  кадастр предназначен для решения следующих задач органов  местного самоуправления:

-государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

-обеспечение функционирования рынка недвижимости;

-обеспечение поступления в бюджет ЗАТО Северск  налогов на недвижимость;

-мониторинг и оценка земель, землеустройство;

-контроль и планирование использования земельных ресурсов;

-осуществление градостроительной политики;

-эксплуатация объектов жилищно-коммунального хозяйства;

-техническая инвентаризация, учет и оценка жилых и нежилых зданий и помещений;

-учет, распределение и приватизация жилья;

-приватизация и аренда нежилых зданий и сооружений.

Единый городской  кадастр формируется на основе интеграции базовых  информационных ресурсов ЗАТО Северск, содержащих информацию о недвижимом имуществе: земельного кадастра, кадастра зданий и сооружений, регистра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и прочих.

Автоматизированная система ведения Единого  городского  кадастра является совокупностью информационно-совместимых систем, выполняющих сбор, обработку и представление в требуемом пользователю виде информации о земле и прочно связанной с ней недвижимости.

Создание и функционирование Единого  городского  кадастра осуществляется в соответствии со следующими основными принципами:

-единство методологических и организационных принципов построения систем ведения кадастра на  муниципальном уровнях;

-замкнутость и единство технологических процессов обработки и анализа информации на всех уровнях иерархии системы;

-открытость интерфейсов с внешними пользователями и источниками данных (возможность декомпозиции подсистем городского  кадастра на различные варианты организационного построения органов формирования, учета и регистрации прав; согласованность спецификаций данных и комплексность обработки информации; модульность программного обеспечения, обеспечивающая гибкость при комплектации конкретных объектов автоматизации; возможность настройки на конкретные условия применения).

-сочетание интересов  органов управления при создании и функционировании системы;

-непрерывность, достоверность, полнота и объективность кадастровой информации об объектах;

-информационно-лингвистическая совместимость данных, хранящихся в кадастрах различных уровней;

-юридическая сила кадастровой информации, представленной как на бумажных, так и на электронных носителях;

-организация и обеспечение многоуровневой защиты информации;

-максимальное использование готовых программно-технических решений и функционирующих систем.

 2. Описание предметной области

Процесс создания Единого городского  кадастра включает три этапа:

-формирование кадастровых объектов (земельных участков и находящихся на них зданий и сооружений);

-государственный учет и регистрация земельных участков и находящихся на них объектов недвижимости (зданий и сооружений);

-государственная регистрация прав на земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости.

На первом этапе вся информация о недвижимости собирается и оформляется в кадастровом деле земельного участка и в техническом паспорте здания.

К документам и материалам, входящим в состав кадастрового дела земельного участка, относятся:

-документы и материалы, содержащие сведения о местоположении и пространственно-площадных характеристиках земельного участка - адрес, размеры (площадь), описание границ на местности, координаты поворотных точек, размеры и планировка объектов недвижимого имущества на территории земельного участка, материалы согласования границ со смежными землепользователями и материалы их закрепления на местности, сведения о наличии и границах функциональных зон и зон особого режима использования на земельном участке и прилегающих к нему участках;

-документы и материалы, содержащие сведения об экономических характеристиках земельного участка и прочно связанного с ним недвижимого имущества - результаты оценки, сведения о налогах, платежах, льготах и т. п.;

-документы и материалы, содержащие сведения о состоянии земель - природно-экологические, градостроительные, инженерно-геологические и иные показатели.

Данные, содержащиеся в материалах кадастрового дела земельного участка, вводятся и хранятся  в автоматизированной системе ведения земельного кадастра.

Технический паспорт здания (сооружения) содержит технические характеристики объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке - наименование и целевое назначение объекта, год постройки, этажность, материал фундамента, стен, полов, перекрытий, крыши, планировка и площадные характеристики объекта, наличие и типы коммуникаций, благоустроенность и другие показатели, а также экспликация зданий и сооружений.

Данные, содержащиеся в техническом паспорте здания (сооружения), вводятся и хранятся в автоматизированной системе ведения кадастра зданий и сооружений.

На втором этапе создания Единого городского  кадастра производится государственный учет и регистрация земельных участков и находящихся на них объектов недвижимости.

Технология государственного кадастрового учета земельных участков включает:

-проверку полноты и правильности формирования кадастрового дела земельного участка;

-присвоение уникального кадастрового номера земельному участку, нанесение границ земельного участка на дежурный кадастровый план, занесение сведений о земельном участке в государственную кадастровую книгу и в базу данных автоматизированной системы ведения земельного кадастра;

-заполнение специальной регистрационной карты земельного участка, которая передается в службу государственной регистрации прав на объекты недвижимости (вместе с кадастровым делом) для осуществления процедуры регистрации прав.

Регистрация и учет зданий и сооружений осуществляется посредством присвоения им регистрационных номеров и занесения сведений о них в регистрационную книгу и в базу данных автоматизированной системы ведения кадастра зданий и сооружений.

На третьем этапе формирования единого городского  кадастра проводится государственная регистрация прав на земельные участки и прочно связанное с ними иное недвижимое имущество.

Результаты регистрации возникновения, прекращения, перехода и ограничения прав на объекты недвижимости оформляются правоудостоверяющими документами (свидетельствами), в которых фиксируется информация о субъектах права (гражданах, юридических лицах, государственных органах), объектах права (земельных участках, зданиях, сооружениях) и виде права. Для юридического подтверждения законности регистрации необходимы правоустанавливающие документы, документы, подтверждающие правопреемственность, документы, устанавливающие ограничения и обременения.

Документами, идентифицирующими субъект права, являются: для граждан - паспорт или документ, заменяющий его; для юридических лиц - свидетельство о государственной регистрации и устав.

Технология государственной регистрации прав на земельный участок и прочно связанное с ним недвижимое имущество включает:

-анализ и юридическую экспертизу правоустанавливающих документов, проверку их подлинности и соответствия действующему законодательству, сравнение данных о юридическом (физическом) лице из представленных документов с данными, переданными из регистра юридических лиц (регистра физических лиц);

- внесение сведений в поземельную регистрационную книгу и в базу данных автоматизированной системы ведения регистра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

-заполнение форм государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

-отметку факта регистрации в регистрационной карте недвижимого имущества.

 3. Требования к общей структуре кадастра

Комплексный единый городской  кадастр интегрирует определенную часть информации, содержащуюся в земельном кадастре, в кадастре зданий и сооружений, а также в регистре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

При формировании и ведении единого городского  кадастра используются  также данные регистров юридических и физических лиц, содержащих регистрационные данные о правообладателях.

 4. Основные функции, реализуемые муниципальным ИМУЩЕСТВЕННЫМ КАДАСТРОМ

Функциональные требования к муниципальному имущественному кадастру вытекают из целей и задач его создания, сущности и особенностей процессов формирования и ведения кадастра, а также из состава информационного фонда кадастра.

Подсистема формирования объектов недвижимости должна обеспечивать:

-проведение работ по техническому и экономическому описанию объекта;

-выявление обременений и ограничений в использовании объекта недвижимости;

-ведение базы данных межевания земель;

-сбор, формирование и актуализация данных инвентаризации земель и землеустроительных обследований

-сбор данных о зданиях и сооружениях и правах на них из кадастра зданий и сооружений БТИ;

-формирование и актуализация землеустроительного (кадастрового) дела;

-учет кадастровых дел и документов кадастровых дел с фиксированием в базе данных основных атрибутов субъектов права, основных характеристик (включая экономические) объектов права, а также объема прав и/или характеристик сделок в отношении описываемых объектов недвижимости;

-ведение вспомогательного дежурного кадастрового плана территории;

-обмен информацией с другими подсистемами имущественного кадастра.

Подсистема государственного учета объектов недвижимости предназначена:

-для учета характеристик и присвоения кадастрового номера: земельным участкам, зданиям и сооружениям, частям зданий и сооружений, автоматизированного формирования заголовков форм государственной регистрации прав (заголовков поземельной книг) в части описания объектов недвижимости;

-для автоматизированного формирования и распечатки форм государственного учета недвижимого имущества;

-нанесения учтенных объектов недвижимости на дежурный кадастровой план (карту);

-ведения дежурного кадастрового плана (карты) с сопутствующими топографическими и иными географическими данными;

-автоматизированного формирования и печати выкопировки кадастрового плана земельных участков;

-учета правового положения объектов недвижимости по результатам регистрации прав;

-ведения "истории" объектов недвижимости;

-обмена информацией с подсистемами формирования объектов недвижимости, учета оценок, управления межведомственным взаимодействием, делопроизводства.

Подсистема регистрации прав на объекты недвижимости должна обеспечивать:

-регистрацию прав на землю (первичных и вторичных) при возникновении и переходе прав на землю;

-предоставление информации для защиты прав собственников на землю;

-предоставление информации для защиты третьих лиц на использование земельными участками (обременения, ограничения, сервитуты);

-формирование базового правового слоя земельно-кадастровой информации.

 5. Требования к информационно-лингвистическому обеспечению

В состав муниципального имущественного кадастра должны войти:

-основные базы данных регионального и муниципального уровня;

-архивные базы данных, содержащие информацию о предыдущих технических, экономических и правовых характеристиках объектов недвижимости;

-словарная база данных, содержащая словари, справочники и классификаторы.

В состав общесистемных информационно-лингвистических средств комплексного имущественного кадастра входят:

-единая система идентификаторов объектов;

-единая система наименований признаков объектов и форматов описания признаков;

-общесистемные классификаторы и словари.

 5.1. ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВУ И СОДЕРЖАНИЮ ОСНОВНОЙ БАЗЫ ДАННЫХ

Ниже приведен  состав признаков объектов недвижимости имущественного кадастра, сформированный на основе анализа состава информации Поземельной книги  Отдела учета земели и сделок с ней Управления имущественных отношений  , техпаспорта БТИ и сведений реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним учреждений юстиции по регистрации прав. 

Состав информационных полей имущественного кадастра: 

1.Описание земельного участка

  1.1.Кадастровый номер земельного участка

    1.1.1.Код субъекта Российской Федерации

    1.1.2.Код района  области

    1.1.3.Код зоны (микрорайона, квартала)

    1.1.4.Код земельного участка

  1.2.Номер планшета

  1.3.Местоположение (адресные ориентиры)

  1.4.Категория земель

  1.5.Целевое назначение

  1.6.Фактическое использование

  1.7.Площадь участка по документам

  1.8.Площадь участка фактическая

  1.9.Форма собственности 

2.Описание здания, сооружения

  2.1.Инвентарный номер объекта (по БТИ)

  2.2.Наименование объекта

  2.3.Площадь застройки

  2.4.Общая площадь

  2.5.Жилая площадь

  2.6.Целевое использование

  2.7.Форма собственности

  2.8.Адрес объекта

  2.9.Количество этажей

  2.10.Количество квартир

  2.11.Количество комнат

  2.12.Описание конструктивных элементов здания

  2.13.Описание жилых помещений

  2.14.Описание нежилых помещений

  2.15.Инженерное оборудование

  2.16.Эксплуатация квартир

  2.17.Эксплуатация нежилых помещений

  2.18.Эксплуатация мест общего пользования 

3.Сведения о правоустанавливающих документах

  3.1.Наименование документа

  3.2.Номер

  3.3.Дата выдачи

  3.4.Орган, выдавший документ 

4.Сведения о правообладателях

А. Юридическое лицо

  4.1.Наименование юридического лица

  4.2.Код ОКПО

  4.3.Регистрационные реквизиты

    4.3.1.Регистрационный номер

    4.3.2.Орган регистрации

    4.3.3.Дата регистрации

  4.4.Адрес

  4.5.Вид права

  4.6.Доля

Б. Физическое лицо

  4.1.Фамилия, Имя, Отчество

  4.2.Год рождения

  4.3.Документ, удостоверяющий личность

    4.3.1.Наименование документа

    4.3.2.Серия, номер

    4.3.3.Дата выдачи

    4.3.4.Орган, выдавший документ

  4.4.Адрес

  4.5.Вид права

  4.6.Доля 

5.Сведения о правоудостоверяющих документах

  5.1.Регистрационный номер

  5.2. Наименование

  5.3.Серия, номер

  5.4.Дата выдачи

  5.5.Дата регистрации 

6.Стоимость недвижимости, ставка земельного налога, нормативная цена

  6.1.Общая стоимость

  в т. ч. стоимость земельного участка,

  стоимость прочих объектов недвижимости

  6.2.Дата установления (изменения) ставки земельного налога (арендной платы)

  6.3.Ставка земельного налога (арендной платы)

  6.4. Нормативная цена земельного участка 

7.Сервитуты и другие обременения, ограничения (аренда, залог, ипотека и др.)

  7.1.Номер записи

  7.2. Дата внесения записи

  7.3.Документ-основание

    7.3.1.Наименование документа

    7.3.2.Орган, выдавший документ

    7.3.3.Номер документа

    7.3.4.Дата выдачи

    7.3.5.Дата возникновения обременения

    7.3.6.Дата прекращения обременения

  7.4. Наименование обременения

  7.5. Сумма залога (ипотеки)

  7.6.Лицо, в пользу которого установлено обременение

А. Юридическое лицо

    7.6.1.Наименование юридического лица

    7.6.2.Код ОКПО

    7.6.3.Организационно-правовая форма

    7.6.4.Адрес юридического лица

    7.6.5.Серия, номер свидетельства о регистрации

    7.6.6.Дата регистрации

    7.6.7.Орган регистрации

Б. Физическое лицо

    7.6.1.Фамилия, Имя, Отчество

    7.6.2.Год рождения

    7.6.3.Серия, номер паспорта

    7.6.4.Дата выдачи паспорта

    7.6.5.Орган, выдавший паспорт

    7.6.6.Адрес физического лица

  7.7.Номер подучастка и его площадь

  7.8.Дата окончания обременения

  7.9. Ежегодная плата

  7.10.Документ, устанавливающий прекращение права обременения

    7.10.1.Наименование документа

    7.10.2.Номер документа

    7.10.3.Дата выдачи 

8.Прекращение права и аннулирование правоудостоверяющих документов о праве на земельный участок

  8.1.Наименование документа

  8.2.Серия, номер

  8.3.Дата выдачи

  8.4.Орган, выдавший документ

  8.5.Дата погашения свидетельства 

 5.2. ТРЕБОВАНИЯ К ИДЕНТИФИКАЦИИ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ

Для идентификации объектов в муниципальном имущественном кадастре используются следующие методы:

1. Идентификация с помощью регистрационного номера объекта (кадастровый номер земельного участка, регистрационный номер здания или сооружения).

2.Идентификация с помощью номеров документов, описывающих объект в традиционной (неавтоматизированной) системе учета.

3.Идентификация с помощью параметров территориальной привязки объекта (адреса, координат топографической привязки).

Для облегчения поиска, повышения его надежности и точности  может использоваться несколько методов идентификации объектов.

При обмене данными в рамках комплексного имущественного кадастра и с внешними информационными системами должна обеспечиваться однозначная идентификация информационных объектов на основе единых общесистемных идентификаторов.

 5.3. СЛОВАРНАЯ БАЗА ДАННЫХ

Словарная база имущественного кадастра  должна содержать следующие словари и классификаторы:

-классификатор форм собственности юридического лица;

-классификатор субъектов регистрации;

-классификатор функционального назначения земель;

-классификатор целевого использования земель;

-классификатор типов документов, удостоверяющих юридическое лицо;

-классификатор типов документов, удостоверяющих физическое лицо;

-классификатор сервитутов;

-классификатор обременений и ограничений;

-классификатор типов правоустанавливающих документов;

классификатор видов права на объект недвижимого имущества;

-классификатор типов правоподтверждающих документов;

-классификатор видов доверенностей;

-классификатор организаций и лиц, удостоверяющих доверенности;

-классификаторы оснований для прекращения прав на недвижимость;

-классификатор льгот при налогообложении в сфере недвижимости;

-классификаторы документов - оснований прав на льготы;

-классификатор зон с особым режимом использования;

-классификатор назначений объектов недвижимого имущества;

-справочник показателей эксплуатации земельного участка;

-словарь конструктивных элементов строения;

-словарь элементов планировки здания;

-справочник улиц;

-классификатор административно-территориальных образований на территории субъекта Российской Федерации;

-классификатор видов операций (сделок) с недвижимостью;

-классификатор организаций, выдающих правоустанавливающие документы;

-словари и классификаторы, используемые при регистрации физических и юридических лиц.

 5.4. ВХОДНАЯ  И ВЫХОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Входная информация имущественного кадастра включает следующие документы:

-инвентаризационную карту по участку земли;

-технический паспорт здания или сооружения;

-план земельного участка с указанием объектов недвижимости;

-экспликацию зданий, сооружений и помещений;

-справки о стоимости (балансовой или общей) объектов недвижимости;

-решения региональных или муниципальных органов власти о вводе зданий и сооружений в эксплуатацию;

-правоустанавливающие документы по объектам недвижимости;

-паспорт, удостоверение физического лица или свидетельство юридического лица;

-постановление органов власти об ограничениях на использование земельного участка;

-документы, устанавливающие другие ограничения на объекты недвижимости.

-декларация (заявка) клиента;

-документы, подтверждающие финансовые реквизиты клиента;

-кадастровые карты (дежурная, базовая и тематические);

-результаты геодезических работ;

-документы обследований земельной инспекции;

-топографические планы;

-землеустроительные, землеотводные и межевые дела, паспорта на земельные участки, постановления и решения администрации о передаче земель, земельных участков и землепользований;

-материалы землеустроительных, почвенных, экологических и других специальных тематических обследований, содержащие данные для количественно-качественного учета;

-карты "красных линий";

-справки о юридических и физических лицах.

Выходная информация включает следующие документы:

-кадастровые дела земельных участков - полный набор документов по каждому земельному участку;

-формы государственного Реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

Поземельную книгу;

-копию технического паспорта объекта недвижимости;

-проекты постановлений (решений) администрации;

-правоудостоверяющие документы;

-журнал регистрации выдачи свидетельств;

-журналы регистраций сделок с недвижимым имуществом;

-справки и акты различного характера;

-постановления и решения комиссии по контролю за использованием и охраной земель;

-документы, содержащие стоимостные характеристики городских земель и земельных участков;

-документы государственной, муниципальной и ведомственной статистической отчетности;

-информация сторонним организациям в рамках информационного взаимодействия.

 6.Требования к ПРОГРАММНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

Программные средства муниципального имущественного кадастра должны обеспечивать выполнение следующих процедур:

-первичную загрузку основных баз данных;

-актуализацию признаков, характеризующих объекты недвижимости;

-однозначность идентификации объектов недвижимости в процессах загрузки и актуализации баз данных;

-форматный, логический и словарный контроль вводимых данных;

-автоматическое кодирование данных;

-защиту данных от несанкционированного доступа;

-поиск по стандартным и произвольным совокупностям признаков;

-выдачу регламентной статистической отчетности;

-выдачу не регламентированных сводных данных (по произвольной совокупности признаков);

-подготовка сообщений для актуализации баз данных других систем.

При разработке программного обеспечения должны быть представлены законченные технические решения по системному программному обеспечению (включая сетевые операционные системы и программные средства удаленного доступа) и программному обеспечению общего и специального назначения.

Используемые СУБД должны удовлетворять следующим основным требованиям:

-располагать средствами (драйверами) поддержки ODBC технологии доступа к БД других типов ( в частности:  Oracle, MS SQL Server, Informix);

-обеспечивать поддержку многопользовательской работы с базами данных (включая работу с распределенными базами);

-располагать средствами формирования и реализации SQL запросов к БД, включая возможности формирования удаленных запросов по локальным и глобальным (телекоммуникационным) сетям - в рамках архитектуры "клиент-сервер".

Программно-информационные средства взаимосвязи подсистем имущественного кадастра должны обеспечивать информационную поддержку следующих основных функций:

-экспорт/импорт различных информационных массивов между элементами систем, что исключает необходимость повторного ввода информации, повышает ее достоверность и облегчает контроль и исправление ошибок;

-обмен различными информационными фондами и электронными документами с использованием средств передачи архивированной информации (ГМД, МЛ) и технических средств удаленного доступа (модемная связь, электронная почта, BBS);

Выбранные программные средства должны обеспечивать необходимый и достаточный набор функций для разработки и дальнейшей эксплуатации системы, требуемые объемно-временные характеристики системы, совместимость выбираемых программных средств как по операционной среде, так и по форматам предоставления данных.

Структура аппаратно-программных комплексов должна базироваться на применении сетевых технологий и строится с обеспечением ее последующего наращивания.

Архитектура и перспективы развития технических средств для регионального  и муниципального уровней имущественного кадастра и перспективы их развития должны разрабатываться на основе анализа существующих и прогнозируемых информационных ресурсов и потоков, а также состава задач, решаемых на соответствующем уровне.

Средства связи и передачи данных локальным и удаленным абонентам (источникам и потребителям информации) должны отвечать требованиям по объемно-временным характеристикам выполняемых функций.

 7.Требования к ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

В состав технологий, реализуемых при создании муниципального имущественного кадастра должны войти:

-технология первоначальной загрузки  данных об объектах недвижимости;

-технология копирования и восстановления баз данных;

-технология ведения основных (центральной и муниципальных) баз данных системы;

-технология ведения архивных баз данных;

-технология ведения словарных баз данных;

-технология сверки учетных данных  муниципального и ведомственного  кадастров;

-технология сквозной актуализации сети баз данных кадастра;

-технология обмена информацией со смежными информационными системами;

-технология обслуживания  оперативных справочных запросов;

-технология формирования регулярной статистической отчетности;

-технология обслуживания аналитических запросов;

-технология формирования стандартных и произвольных выборок из основных БД имущественного кадастра;

-технология ретроспективного поиска учетных данных.

Основными режимами работы должны являться:

-первоначальная загрузка баз данных;

-актуализация баз данных;

-оперативное справочное обслуживание;

-обслуживание аналитических и статистических запросов;

-актуализация смежных информационных систем.

Технология формирования баз данных муниципального имущественного кадастра в режимах первоначальной загрузки и пополнения должна предусматривать возможности как ввода информации с бумажных документов, так и получения информации из функционирующих баз данных земельного кадастра, кадастра зданий и сооружений (БТИ), регистров юридических  и физических лиц.

Обеспечение возможности включения в имущественный кадастр ранее введенных данных, описывающих объекты недвижимости и субъектов-правообладателей, облегчает процедуру заполнения кадастра, повышает достоверность данных, позволяет поддерживать единство системы муниципальных информационных ресурсов.

Технология сопряжения баз данных, территориально разнесенных и принадлежащих разным владельцам, может быть реализована двумя способами.

По первому способу базы данных, используемые для формирования имущественного кадастра, копируются на сервер (или ПЭВМ) кадастра и регулярно актуализируются в соответствии с установленным регламентом.

При этом копированию подлежат только  те признаки объектов недвижимости или субъектов-правообладателей, которые необходимы для формирования имущественного кадастра.

По второму способу используется прямое терминальное обращение к базам данных об объектах и субъектах и считывание нужной информации. Реализация этого способа предъявляет повышенные требования к качеству каналов связи и мерам по предоставлению несанкционированного доступа к данным.

Технология первоначальной загрузки баз данных должна предусматривать возможность форматного, логического и словарного контроля данных, а также процедуру их автоматического кодирования.

Оперативное справочное обслуживание должно осуществляться как в автоматическом режиме - путем кодового обмена запросами и ответами между АРМ абонентов региональной сети и базами данных имущественного кадастра с использованием каналов удаленного доступа, так и в автоматизированном режиме - путем приема запросов по телефонам в речевой форме или по почте и выдачи ответов по тем же каналам связи (по телефону в речевой форме или письменной форме по почте). Полномочия абонентов по доступу к базам данных должны разграничиваться на основе паролей, которые периодически меняются по установленному регламенту.

Обслуживание аналитических и статистических запросов должно осуществляться в соответствии с регламентом, установленным для каждого типа запроса. В оперативном режиме должны обслуживаться  статистические запросы, поступающие от абонентов региональной сети и относящиеся к типовым сведениям количественного характера. Остальные запросы, особенно требующие ответов в виде списков и сводок, должны обслуживаться в относительном масштабе времени по установленному для этих запросов регламенту.

 8. Требования к НОРМАТИВНО-ПРАВОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

Создание и функционирование муниципального имущественного кадастра должно быть обеспечено соответствующей нормативно-правовой базой, регламентирующей:

-закрепление ответственности за создание и функционирование имущественного кадастра на региональном и муниципальном уровнях;

-порядок создания и функционирования кадастра;

-порядок доступа к информационным ресурсам кадастра;

-порядок информационного взаимодействия имущественного кадастра с другими кадастрами и регистрами, а также информационными системами органов муниципального управления;

-ответственность субъектов за работу с  данными.

Основными документами, регламентирующими создание и функционирование муниципального имущественного кадастра должны являться:

-постановления Главы Администрации ЗАТО Северск о создании муниципального имущественного кадастра и  о проведении работ по созданию  кадастра;

-программа работ по созданию муниципального имущественного кадастра;

-положение о муниципальном  кадастре;

-соглашения о взаимодействии муниципального имущественного кадастра с другими информационными системами.

 9.Требования к ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ муниципального  КАДАСТРА СО СМЕЖНЫМИ ИНФОРМАЦИОННЫМИ СИСТЕМАМИ

Муниципальный имущественный кадастр должен создаваться как базисная система (ядро) об объектах недвижимости города, в состав которой должны войти :

-кадастр зданий и сооружений, содержащий информацию о характеристиках зданий и сооружений (в объеме технического паспорта МУП БТИ);

-земельный кадастр, содержащий информацию о земельных участках;

реестр государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержащий информацию об идентифицирующих характеристиках зданий, сооружений и земельных участков, о правообладателях и о действующих обременениях и ограничениях на использование объектов недвижимости;

-базы данных и реестры  Управления имущественных отношений ЗАТО Северск  , содержащие информацию об объектах недвижимости, находящихся в федеральной и муниципальной собственности ;

-градостроительный кадастр, содержащий информацию о градостроительных регламентах, состоянии объектов градостроительства, результатах градостроительной оценки города ;

-базы данных об инженерных сетях и коммуникациях, ведущиеся в организациях (предприятиях), осуществляющих эксплуатацию таких сетей;

-базы данных о сетях связи;

-базы данных о транспортных сетях.

Основной функцией муниципального имущественного кадастра  является актуализация основных  данных об объектах недвижимости.

Интегрированная информационно-телекоммуникационная система передачи кадастровых данных должна быть открытой и инвариантной по отношению к постоянно меняющемуся составу использующих ее органов управления.

Основными направлениями работ, обеспечивающими создание такой системы являются:

-разработка, согласование и внедрение соглашений по регламентам и протоколам представления и обмена кадастровой информацией;

-разработка и внедрение нормативно-правовых и организационно-технических регламентов обмена кадастровой информацией (в том числе коммерческой);

-формирование системы информационно-лингвистических средств (справочников и классификаторов кадастровой информации);

-создание элементов телекоммуникационной инфраструктуры для выхода во внутрирегиональные и межрегиональные информационные сети;

-администрирование телекоммуникационной системы кадастрового обмена;

-подготовка кадастровой информации для ответов на запросы;

-ведение реестра передаваемой кадастровой информации;

-техническое, программное, нормативно-организационное сопровождение информационного обмена.

Эффективное функционирование муниципального  имущественного кадастра требует его интеграции в единую информационную инфраструктуру регионального и муниципального управления, при этом организация информационного  взаимодействия требует разработки и согласования регламентов обмена данными, обменных форматов и условий обмена информацией принадлежащей различным организациям и ведомствам.

Под регламентом обмена понимается совокупность нормативно-правовых и технологических документов, определяющих  структуру и состав кадастровых данных, порядок их получения, поддержания, и предоставления  потребителям, ответственность за достоверность и актуальность кадастровых данных. Регламент также включает соглашения об используемых технических средствах доставки, обработки и защиты информации.

Основы информационного обмена должны реализовываться с соблюдением следующих принципов:

-единство форм хранения кадастровых данных и единство общесистемных классификаторов, справочников, словарей в распределенной базе данных;

-реализация обмена информацией на основе единой системы идентификации объектов недвижимости с присвоением кадастровых номеров объектам недвижимости и при координатной привязкой к векторной карте региона;

-реализация обмена информацией на основе установленных регламентов, каждый из которых включает в себя состав и форматы данных, режимы взаимодействия, разделение информации на общедоступную и подлежащую ограничению доступа, ответственность за достоверность и права собственности на информацию, описание технологии обмена информацией, программно-технические средства обмена и защиты информации;

-однократность ввода данных при многократном их использовании, хранение ретроспективы изменений, вносимых в данные документов, справочников и других информационных объектов системы и регистрация оснований и исполнителей внесения изменений;

-администрирование и диспетчеризация информационных потоков и запросов;

-защита информации, содержащей государственную и служебную тайну.

Информация муниципального имущественного кадастра предоставляется пользователям в форме кадастровых документов, справок и санкционированного прямого доступа.

Прямой санкционированный доступ к кадастровой информации без права ее изменения предоставляется отдельным пользователям по списку, разрабатываемому собственником информационных фондов имущественного кадастра.

10. ТРЕБОВАНИЯ К ДОКУМЕНТАЦИИ И ЭТАПНОСТИ СОЗДАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО  ИМУЩЕСТВЕННОГО КАДАСТРА

Проектирование и создание муниципального имущественного кадастра осуществляется в несколько этапов, основными из которых являются:

-разработка технического задания;

-разработка системного проекта;

-разработка техно-рабочего проекта, включая проекты кадастров регионального и муниципального уровней, типовые проекты автоматизированных рабочих мест (АРМ), обеспечивающих формирование, ведение и использование кадастров регионального и муниципального уровней,  проектные решения по взаимодействию имущественного кадастра с муниципальными информационными системами;

-отработка проектных решений и технологий работы муниципального  имущественного кадастра на основе опытной конфигурации в составе первой очереди системы;

-доработка проектных решений и технологий по результатам опытной эксплуатации первой очереди системы;

Проектная документация должна соответствовать требованиям системы ГОСТов ЕСПД.

Документация, сопровождающая систему муниципального имущественного кадастра и отдельные ее элементы, как потребительские программные пакеты, должна соответствовать требованиям ГОСТ Р ИСО 9127-94.