Формирование территорий коммунальной и государственной собственности

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голоса)

Формирование территорий коммунальной и государственной собственности.

1. Понятие и принципы размежевания.

Главная задача земельной реформы – размежевание земель коммунальной и государственной собственности.

Размежевание земель ком. и гос. собственности – это процесс разделения земель гос. собственности на земли территориальных общин и земли государства. А также определение и установление в натуре границ земельных участков гос. и ком. собственности.

Правовая основа формирования территорий гос. и ком. собственности:

1)  Земельный Кодекс Украины;

2)  Закон Украины о собственности;

3)  Закон Украины о размежевании земель гос. и ком. собственности;

4)  Закон Украины о местном самоуправлении.

Принципы размежевания:

1)  обеспечение безопасности государства;

2)  соединение государственных и местных интересов (местного самоуправления), а также интересов территориальных общин;

3)  обеспечение равных прав собственности на земли территориальных общин и государства;

4)  обоснованность процесса размежевания;

5)  достижение сбалансированного соотношения экономических и экологических интересов общества;

6)  обеспечение рационального использования и охраны земель.

Земли гос. собственности должны быть в таком объеме и такой площади, чтобы их использование (функционирование) было наиболее выгодным в отличие от других форм собственности.

Земли, которые не могут быть переданы в собственность:

1)  земли атомной энергетики и космической промышленности;

2)  земли обороны кроме тех, которые могут быть под объектами социально-культурного назначения и под населенными пунктами;

3)  земли под объектами природно-заповедного фонда, историко-культурного назначения, национального и общегосударственного значения;

4)  земли под водными объектами общегосударственного значения, а также земли береговых полос (прибрежные полосы), водных дорог, водоохранных зон, прибрежных защитных полос, зон санитарной ох нары объектов водного фонда (объекты общегосударственного значения за границами населенных пунктов).

5)  Земельные участки, которые используются для обеспечения деятельности органов гос. власти (ВРУ, КАБМИН и т. д.)

6)  Земли Национальной Академии Наук Украины и других государственных отраслевых академий наук;

7)  Земельные участки зон отчуждения и отселения, радиоактивного загрязнения (ЧАЭС);

8)  Земли лесного фонда за границами населенных пунктов;

9)  Земли под наземными предприятиями.

В коммунальную собственность могут передаваться:

1) все земли в границах населенных пунктов, кроме земель государственной и частной собственности;

2) земельные участки за границами населенных пунктов, на которых расположены больницы, бытовые предприятия, транспортные и другие объекты коммунального назначения;

3) земли запаса, которые раньше были переданы территориальным общинам в пользование;

4) земельные участки, на которых расположены объекты недвижимости территориальных общин, которые являются совместной собственностью территориальных общин и государства.

Цели размежевания:

1)  установление и определение правового статуса каждого участка на административно-территориальной единице;

2)  установление его территориального размещения;

3)  определение перечня (списка) собственников земли и землепользователей по формам собственности (т. е разобраться, где и чья земля и как она используется).

Размежевание земель гос. и ком. собственности осуществляется в границах административно-территориальных образований. Основанием для выполнения работ является Решение сельского, поселкового, городского совета (т. е органов гос. власти и местного самоуправления в зависимости, где осуществляется проект).

Размежевание осуществляется по проектам, разрабатываемым гос. и другими землеустроительными организациями.

Субъектами государственной собственности на землю являются органы исполнительной гос. власти ( от Кабмина до гос. администрации района).

Субъектами коммунальной собственности – органы местного самоуправления ( от ВРУ до сельского совета).

Размежевание является основой для утверждения местного самоуправления и согласования процессов управления земельными ресурсами.

Порядок размежевания:

1)  определяют границы и принадлежности земельного участка по данным земельно-кадастровой информации. Если такая информация отсутствует или не соответствует действительности на данный момент, то границу определяют по факту, но с учетом нормативов отвода земли и с соблюдением требований земельного законодательства.

2)  Определяют формы собственности земельного участка (гос. или ком.), если часть земельного участка требуется передать в ком. или гос. собственность, то раздел такого участка выполняется на кадастровом плане, и затем границы переносятся в натуру.

3)  Определяют земельные участки охранных зон, зон санитарной охраны, особого режима и т. д и если они не изъяты из хозяйственного учета, то их относят в соответствии с законодательством в гос. или ком. собственность.

4)  Определяют участки зон отчуждения и обязательного отселения. Такие участки определяются на основании научно-технической документации и в соответствии с требованиями земельного законодательства.

5)  Выполняются согласования, устанавливаются земельные сервитуты и ограничение прав использования земельных участков.

Проекты размежевания разрабатываются на основании договора и согласно технического задания. Техническое задание утверждается заказчиком (выступают органы гос. власти и местного самоуправления).

В проекте размежевания определяется месторасположение и размер земельных участков, категории земель и те категории, которые остаются в государственной собственности, в собственности территориальных общин и коммунальной собственности.

Проект размежевания определяет правовое обеспечение размежевания, организационное и финансовое обеспечение размежевания, сроки реализации и экономическая, экологическая и социальная эффективность размежевания. Решение о согласовании и утверждении проекта принимается соответственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Завершающий этап – установление в натуре за счет бюджетных средств. Передача земель в коммунальную собственность проходит бесплатно.