Правовые требования к проектированию землепользования

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.50 (1 Голос)

Правовые требования к проектированию землепользования административно-территориальных образований.

За годы земельной реформы состоялись значительные изменения в формах собственности на землю и формах ведения хозяйства на ней. Постоянно возникают новые землепользования или упорядочиваются существующие. Новые формы земельных отношений, такие как купля-продажа, дарение, аренда, наследование и тому подобное, нуждаются в более динамичном обращении земель. Дифференциация платы за землю в пределах населенных пунктов и вне их границ, по территориям местных советов предусматривает четкое установление границ административно-территориальных образований.

Для организации управления на разных региональных и местных уровнях большое значение имеет информация о направлениях развития территорий, которая дает возможность при принятии решений всесторонне учитывать долгосрочные последствия этих решений с тем, чтобы они не противоречили интересам территориальных обществ, регионов и государства в целом.

Проект установления (изменения) границ административно-территориальных образований разрабатывают в случаях создания новых, объединения, распределения, присоединения, увеличения или уменьшения площади существующих административно-территориальных образований. В настоящее время процесс создания новых, объединения, распределения и тому подобное административно-территориальных образований происходит преимущественно на уровне или в пределах административных районов, в составе которых создаются или изменяются границы сельских (поселковых) советов и населенных пунктов.

Административно-территориальное устройство Украины - это территориальная организация нашей страны с распределением ее на административно-территориальные образования (единицы), которые являются частью ее единой территории, пространственной основой организации и деятельности местных органов государственной власти и самоуправления. Такое распределение базируется на основах единства и целостности территории государства, сочетания централизации и децентрализации при осуществлении государственной власти, сбалансированности социально-экономического развития регионов с учетом их исторических, географических, экономических, экологических и демографических особенностей, этнических и культурных традиций.

Систему административно-территориального устройства составляют административно-территориальные единицы: села, поселки, города, районы в городах, районы, области, Автономная Республика Крым. Они устанавливают части территории Украины, которые являются пространственной базой организации и деятельности местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Территория каждого административно-территориального образования имеет свои границы - условные линии, что отделяют ее от других территорий. Их устанавливают и изменяют на основании проектов землеустройства, разработанных государственными и другими землеустроительными организациями в соответствии с технико-экономическими обоснованиями их развития, генеральными планами населенных пунктов.

Границы не являются постоянными. С развитием населенных пунктов и увеличением количества их жителей они могут изменяться за счет привлечения новых земельных участков в границы административно-территориальных образований. Решение об установлении и изменении границ районов и городов принимает Верховная Рада Украины по предоставлению Верховной Рады Автономной Республики Крым, областных, Киевского и Севастопольского городских советов.

Например, в феврале 2002 г. в соответствии с постановлением Верховной Рады Украины были изменены границы г. Одессы.

Решения об установлении и изменении границ сел, поселков постановляют Верховная Рада Автономной Республики Крым, областные, Киевский и Севастопольский городские советы по предоставлению районных и сельских, поселковых советов.

Границы районов в городах устанавливаются и изменяются на основании решений городских советов, принятых по предоставлению соответствующих районных в городах советов. Следует отметить, что выводы об установлении и изменении границ сел, поселков, районов, районов в городах и городов могут подготавливать также местные государственные администрации городов.

Внесение земельных участков в границе района, села, поселки, города, района в городе не влечет прекращение прав собственности и пользования этими участками. Правовой режим таких участков можно изменить только в случае их исключения (выкупа), что происходит в соответствии с нормами Земельного кодекса Украины.

В соответствии с проектом Закона Украины «Об административно-территориальном устройстве Украины» границы административно-территориальных образований будут устанавливаться: на суше - по характерным точкам и линиям рельефа; на водоемах гидроузлов и других искусственных водоемов - в соответствии с линиями границ, которые проходили на местности к их заполнению; на железнодорожных и автодорожных мостах, дамбах и других сооружениях, которые проходят через участки судоходных и несудоходных рек, - по середине этих сооружений или по их технологической осе независимо от прохождения границ на воде.

Как известно, население любой страны сосредоточивается в пределах заселенных земельных территорий. При этом земельные ресурсы для него - важнейшая естественная среда жизнедеятельности и естественное условие жизнеобеспечения. В то же время они являются пространственным операционным базисом, то есть местом расположения жителями сельской местности и горожанами своих жилищных, социальных, производственно-хозяйственных, бытовых и других объектов.

В Концепции устойчивого развития населенных пунктов, одобренной Постановлением Верховной Рады Украины «О концепции устойчивого развития населенных пунктов» № 1359 от 24 декабря 1999 г., определены основные направления государственной политики в сфере последующего развития инфраструктуры городов, поселков и сел, их планирования, благоустройства и тому подобное. При этом значительная роль уделена рациональному использованию и надлежащей охране земельных ресурсов. В известной мере Концепция повлияла и на правовой статус заселенных земель. В этом документе их определено не как земли населенных пунктов, а как земли жилищной и общественной застройки. К таким землям принадлежат земельные участки в границах населенных пунктов, которые используют для размещения жилой застройки, общественных зданий и сооружений, других объектов общего пользования. В отличие от земельного закона, который действовал раньше, что охватывал соответствующие правовые режимы всех земель городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов в их границах и не уделял внимания заселенным землям курортных, рабочих, садовых и дачных поселков, а также горных и хуторных поселков, новый Земельный кодекс Украины закрепляет эти земли как категорию земель жилищной и общественной застройки, определяя таким образом основное целевое, а следовательно, и приоритетное их назначение.

Следовательно, к землям жилищной и общественной застройки принадлежат земельные участки в пределах населенных пунктов, которые используют для размещения объектов коммунально-бытового и социально-культурного назначения. При этом новый Земельный кодекс Украины не определяет приоритетность земель жилищного строительства или общественной застройки относительно их использования. Важным есть то, что эти земли находятся в пределах населенных пунктов и используют преимущественно для целей жилищного строительства и общественной застройки.

Порядок определения границ городов, поселков и сел через обозначение их границ, то есть установление внешней границы, что отделяет их земли от других категорий земель, в целом не изменился. Сложнее с разграничением земельных участков внутри границ населенных пунктов, которые используются не только для жилой и общественной застройки, но и для удовлетворения других индивидуальных потребностей населения. Их используют с целью выделения рекреационных территорий для обеспечения массового отдыха населения, развития связанной с этим социально-культурной инфраструктуры, сводки коммунально-транспортных объектов и прокладки коммуникаций, осуществления производственно-хозяйственной деятельности и тому подобное.

В результате многопланового использования земельных ресурсов населенных пунктов происходит «слияние» правовых режимов использования разных категорий земель, расположенных в их границах. Безусловно, выделение среди земель населенных пунктов земель жилой и общественной застройки сделало невозможным традиционное «двойное» распределение земельных ресурсов на земли населенных пунктов (за местом расположения) и другие земли (за основным их целевым назначением). В новом Земельном кодексе Украина не определена, к сожалению, конкретные признаки отграничения земель жилищной и общественной застройки от других категорий земель, что осложняет соблюдение установленного правового режима их использования.

Уместно напомнить, что в соответствии с Земельным кодексом Украины в 1970 г., например, земли городов, пригодные для наиболее многопланового использования, разделялись на пять групп. Законодательное определение правового статуса той или другой группы земель способствовало соблюдению соответствующих правовых режимов их использования по целевым назначениям и обеспечению правовых требований, предусмотренных для их охраны. За последнее десятилетие использования земель населенных пунктов определяется планом земельно-хозяйственного устройства и градостроительной документацией, что осложняет осуществление контроля по их использованию по основному целевому назначению, не говоря уже о соблюдение природоохранных требований при их отводе и застройке.

На правовой режим использования земель жилой и общественной застройки существенно влияет планирование размещения объектов индивидуального и общественного жилого фонда, застройка земельных участков с выделением усадебных и осуществление безусадебного строительства.

Согласно Земельному кодексу Украины приусадебные земельные участки в городах, поселках и селах в установленных размерах могут передаваться только гражданам и только для строительства и обслуживания жилого дома, строительства хозяйственных зданий и других сооружений. Это характерно преимущественно для сельской и поселковой местности при сооружении жилых зданий и хозяйственных сооружений на землях, которые находятся в частной собственности. В свою очередь, безусадебное размещение объектов жилой застройки происходит при возведении многоквартирных жилых домов, как правило, в городах. Их располагают на землях жилой и общественной застройки государственной или коммунальной собственности, предоставленных в постоянное пользование предприятиям, учреждениям и организациям этих видов собственности.

Рассмотренная категория земель предназначена не только для жилищного строительства, но и для общественной застройки. К такой застройке принадлежат общественные дома, сооружения и объекты учреждений образования и охраны здоровья, торговли и общественного питания, социально-культурных учреждений и предприятий бытового обслуживания, органов местного самоуправления и тому подобное. Особенностью правового режима земельных участков, которые используют для сводки и эксплуатации объектов общественной застройки, есть основание для пользования. Это определяется назначением этих земель для удовлетворения общественных потребностей и публичных интересов.

Назначение земель жилищной и общественной застройки допускает не только эксплуатацию существующих зданий и сводки новых домов и сооружений, но и проведение их капитального ремонта, реконструкции, реставрации, благоустройства территории и тому подобное. Поэтому жилищное строительство и общественная застройка на землях населенных пунктов определяет комплексное использование земельных участков для формирования жилищных кварталов, массивов и микрорайонов в городах и других населенных пунктах.

На правовой режим земель жилищной и общественной застройки влияет состояние зданий и сооружений, в зависимости от которого земельные участки могут передаваться в собственность или предоставляться в постоянное пользование или аренду. В таких случаях их предоставляют для сводки, обслуживания и эксплуатации зданий и сооружений.

В составе земель жилищной и общественной застройки в пределах населенных пунктов особое место принадлежит землям, занятым другими объектами общего пользования, такими как улицы, переулки, проезды, дороги, площади, набережные, пляжи, парки, скверы, бульвары, кладбища, места обезвреживания отходов. Согласно Земельному кодексу Украины они являются землями коммунальной собственности, которые не подлежат передаче в частную собственность. Это не исключает права собственности государства на такие объекты, как дома и сооружения спортивных комплексов, учебных заведений, органов государственной власти, а следовательно, и на соответствующие земельные участки в пределах населенных пунктов.

Характерным признаком правового режима земель общего пользования в пределах городов, поселков и сел есть их использование на основе как общего землепользования, то есть без закрепления за конкретными землепользователями, например пользование улицами, переулками, проездами, дорогами и площадями, так и предоставление в специальное пользование коммунальных предприятий, в частности для складирования, утилизации и обезвреживания коммунально-бытовых отходов. Однако среди многообразия общего пользования землями жилищной и общественной застройки существуют определенные разновидности правового режима их использования. Так, правовой режим использования земельных участков, занятых зелеными зонами, лесопарками, гидропарками, набережными и пляжами, отличается от правового режима использования земель, отведенных под кладбища и обезвреживания отходов.

К землям жилищной и общественной застройки принадлежат не только земельные участки, занятые жилищными и общественными зданиями и объектами общего пользования, но и те, которые подлежат застройке коммунально-бытовыми и социально-культурными объектами и сооружениями. Они могут находиться в запасе и быть резервом земельных площадей для строительства и благоустройства, храня статус земель жилищной и общественной застройки.

Следовательно, земли жилищной и общественной застройки неоднородные по своему составу. В пределах населенного пункта они в комплексе образуют так называемые селитебные земли, которые охватывают земельные участки, занятые жилищными зданиями и общественной застройкой, улично-дорожными и транспортно-коммуникационными сетями, а также земли общего пользования. Неоднородность этих земель отражается на правовом статусе земель городов, поселков и сел и формирует комплексный правовой режим использования земель жилищной и общественной застройки.

Земли жилищной и общественной застройки согласно со ст. 39 Земельного кодекса Украины используют в соответствии с генеральным планом населенного пункта, другой градостроительной документации, плана земельно-хозяйственного уклада с соблюдением государственных стандартов и норм, региональных и местных правил застройки. Однако требования, предлагаемые к отмеченным документам, предусмотренные не в Земельном кодексе Украины, а в градостроительных и планировочных законах. Важнейшими среди них являются законы от 16 ноября 1992 г. «Об основах градостроения», от 20 апреля 2000 г. «О планировании и застройку территорий», от 7 февраля 2002 г. «О Генеральной схеме планирования территории Украины» и др.

В законодательных актах содержится немало положений, которые дают возможность осознать сущность и содержание земельно-правовых норм. Да, согласно с Законом Украины «Об основах градостроения» № 2780-ХИИ от с 16 ноября 1992 г. градостроительная документация - это текстовые и графические материалы, которыми регулируются планирования, застройка да и другое использование территории. В соответствии с Законом Украины «О 5 планировании и застройке территорий» № 1699-ИП от 20 апреля 2000 г., предусматривается, например, разработка и утверждение схемы планирования застройки территорий на местном уровне, что определяет потребность в изменении границ населенных пунктов с целью расширения земельных площадей для градостроительных потребностей, зонирование территории и планирование структуры ее использования, а также целесообразность разработки генеральных планов отдельных населенных пунктов.

Как отмечалось, систему административно-территориального уклада составляют административно-территориальные единицы: Автономная Республика Крым, области, районы, города, районы в городах, поселки и села.

Села, поселки, города и их советы, районы в городах составляют первичный уровень административно-территориального уклада. их границы устанавливают и изменяют областные советы и Верховная Рада Автономной Республики Крым.

Районы составляют средний уровень административно-территориального уклада и установление и изменение их границ является компетенцией Верховной Рады Украины.

Автономная Республика Крым, области, города Киев и Севастополь составляет верхний уровень административно-территориального уклада, их границы устанавливает и изменяет Верховная Рада Украины.

Следовательно, административно-территориальная единица - это часть территории Украины, которая является земельно-территориальной основой для организации и деятельности местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Границами Автономной Республики Крым, области, района, советов, села, поселки, города, району в городе есть условно замкнутая линия на поверхности земли, что отделяет территорию республики, области, района, села, поселки, города, района в городе от других территорий. Их границы устанавливаются и изменяются по проектам землеустройства, которые разрабатываются в соответствии с технико-экономическим обоснованием их развития, генеральной схемы, планирования территории Украины, схем планирования территории областей, районов и генеральных планов населенных пунктов.

Границы этих территорий отличаются от («юридических») границ землевладений и землепользований. Это административные границы, в которых осуществляется управление земельными ресурсами. Они имеют несколько порядков:

1)  границы Автономной Республики Крым и областей;

2)  границы районов и городов;

3)  границы советов, сел, поселков и районов в городах.

Эти границы частично установлены, но большинство из них нуждается в уточнении, изменениях и конечном оформлении и утверждении. Методы установления этих границ нуждаются в разработке.

Следовательно, территориальное землеустройство из формирования границ административно-территориальных образований - это комплекс социальных, экономических, правовых и технических действий из определения, установления, возобновления и закрепления на местности границ соответствующих административно-территориальных единиц.

В связи с этим возникает вопрос, какие землеустроительные действия в современных условиях принадлежат к территориальному землеустройству из межевки земель административно-территориальных образований? В практике современного землеустройства, в законодательстве применяют понятие установления (возобновление) на местности границ административно-территориальных образований.

Чем отличается срок «межевания земель» от срока «установления (возобновление) на местности границ». Установка (возобновление) на местности границ административно-территориальных образований осуществлялась по процедуре разработки проектов межхозяйственного землеустройства, а именно утверждение проекта компетентным органом и является юридическим актом, который утверждает экономические решения.

В то же время вообще нет землеустроительной процедуры определения, установления и закрепления на местности границ Автономной Республики Крым, областей, районов, городов. Несовершенной остается такая процедура относительно сельских, поселковых советов и сельских населенных пунктов. Поэтому в первую очередь нужно:

·  разработать в соответствии с действующим законодательством классификацию административно-территориальных образований (районы, области, населенные и др.);

·  разработать классификацию территорий с особенными режимами использования земель и специальных фондов.

При этом методы межевания и межевые знаки должны быть разными в зависимости от ранга объекта.

Таким образом, в составе территориального землеустройства следует отдельно выделить землеустроительные действия по определению, установлению и закреплению границ, которые являются порядком выше от границ землевладений и землепользований (доп. С - 8). Желательно также, чтобы административные границы совпадали с естественными границами или границами землевладений.

Следовательно, Межевание земель - это землеустроительные действия по установлению, изменению, юридическому и техническому оформлению границ и определению площадей административно-территориальных образований, территорий с особыми режимами использования земель, специальных земельных фондов, групп землепользований в единой государственной системе.

Правовые требования к проектированию землепользования - 4.0 out of 5 based on 1 vote