Управление в отрасли земельных ресурсов

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.00 (1 Голос)

Управление в отрасли земельных отношений

  1. Понятие управления в отрасли земельных отношений
  2. Система органов управления в отрасли земельных отношений
  3. Функции управления в отрасли земельных отношений
  4. Понятие функции управления
  5. Планирование использования земель
  6. Установление пределов административно – территориальных образований Распределение и перераспределение земель
  7. Мониторинг земель Контроль за использованием, воссозданием и охраной земель

Землеустройство Ведение государственного земельного кадастра

Решение земельных споров Понятия управления в отрасли земельных отношений

В доктрине земельного права употребляются сроки

(1) «управление в отрасли земельных отношений»,

(2) «государственное управление земельным фондом»,

(3) «государственная регуляция земельных отношений». Часто они применяются как синонимы. Управление в отрасли земельных отношений целесообразно определить как деятельность с использованием властного принуждения, направленную на обеспечение рационального использования, охраны и воссоздания земель.

Государственное управление земельным фондом в специальной литературе определяется как:

• «деятельность государственных органов из обеспечения рационального использования и эффективной охраны земель на основе проведения организационно – правовых и административно – управленческих мероприятий в соединенных со стимулирующими мероприятиями экономического характера» (О. О.Погрибний);

• «организационно – правовая деятельность уполномоченных органов из обеспечения рациональной и эффективной эксплуатации земель всеми субъектами ведения хозяйства в отросли, определенных земельным законодательством Украины» (А. П.Гетьман);

• «подзаконная исполнительский – предписывающая деятельность органов государства, направленная на организацию рационального использования и охрану земель» (Н. Г.Штанкевич).

Буквальное понимание срока «управление земельным фондом», значительно уже и означает распределение и перераспределение земель и организацию их использования. Выходя из такого определения, управления земельным фондом, является составляющей управления в отрасли земельных отношений.

Используется также срок государственная регуляция земельных отношений, который рассматривается по – разному, например, как целеустремленная деятельность государственных органов из организации рационального использования земель и их охраны путем применения экономико – правовых мероприятий (Б. Ф.Ерофеев). Но более общепринятое понимание, закрепленное в ст. 3 ЗКУ, рассматривает государственную регуляцию как установление правовых норм, которые регулируют земельные отношения (нормативная регуляция). Система органов управления в отрасли земельных отношений.

В зависимости от объема компетенции выделяют органы (1) общей, (2) межотраслевой, (3) отраслевой компетенции, (4) специально уполномоченный орган по вопросам земельных ресурсов.

К органам общей компетенции (компетенция этих органов не ограничена ни определенной отраслью, ни функциональным направлением) принадлежат:

• Верховная Рада Украины (ст. 6 ЗКУ); • Кабинет Министров Украины (ст. 13 ЗКУ);

• Совет Министров АР Крым (ст. 16 ЗКУ);

• местные государственные администрации (ст. 17 ЗКУ, ст. ст. 16, 21 ЗУ «О местных государственных администрациях» • Верховная Рада АР Крым (ст. 7 ЗКУ);

• местные советы (ст. ст. 8-12 ЗКУ, ЗУ «О местном самоуправлении в Украине», ЗУ «О столице Украины – город – герой Киев»). Межотраслевыми органами (компетенция этих органов охватывает определено функциональное направление деятельности) является:

• Министерство охраны окружающей естественной среды Украины (ст. 14 ЗКУ, ст. 17 ЗУ «Об охране земель», в., 20 ЗУ «Об охране окружающей естественной среды», ст., 7 ЗУ «О государственном контроле за использованием и охраной земель». Положение, утвержденное ПКМ от 02.11.2006 № 1524); министерство, в частности, организует мониторинг земель, проведения государственной экологической экспертизы, осуществляет контрольные полномочия и тому подобное;

• Министерство аграрной политики Украины (ст. 8 ЗУ «Об охране земель»; ст. 8 ЗУ «О государственном контроле за использованием и охраной земель»; Положение, утвержденное ПКМ от 01.11.2006 № 1541); принимает участие в мониторинге и охране земель сельскохозяйственного назначения, и тому подобное;

• Министерство Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы (положение, утверждено ПКМ от 02.11.2006 № 1539). В составе министерства действует государственный департамент – Администрация зоны отчуждения и зоны безусловного (обязательного) отселения, который, в соответствии с ПКМ от 11.08.2000 № 1263 (утверждено Положение), уполномоченный «предоставлять в аренду земельные участки в зоне отчуждения и зоне безусловного (обязательно) отселения на тех территориях, из которых отселены жители, но прекращена деятельность советов» (законность чего вызывает определенное сомнение), осуществляет реабилитацию, мониторинг земель и контроль, за использованием земель;

• Министерство культуры и туризма Украины (ст. 5 ЗУ «Об охране культурного наследия»; Положение утверждено ПКМ от 08.11.2006 № 1566). Министерство осуществляет отдельные полномочия у отрасли использования земель историко – культурного назначения;

• Министерство обороны Украины (Положение утверждено ПКМ от 03.08.2006 № 1080): обеспечивает использование земельных участков, выделенных для потребностей Вооруженных Сил;

• Фонд государственного имущества Украины (п. 12 раздела Х «Переходные положения», ст. 17 – 1 но др. ЗКУ; Временное положение утверждено Постановлением Верховной Рады Украины от 07.07.1992 № 2558 – ХІІ). Отраслевые органы (осуществляют полномочия в определенной отрасли):

• Министерство регионального развития и строительства (ст. 20 ЗУ «О планировании и застройке территорий»; Положение утверждено ПКМ от 16.05.2007 № 750) осуществляет нормативно – правовая регуляция земельных отношений, принимает участие в контроле в сфере земельных отношений (осуществляя архитектурно – строительный контроль);

• Министерство транспорта и связи Украины (Положение утверждено ПКМ от 06.06.2006 № 789) осуществляет ряд полномочий по возобновлению к землям транспорта и связи;

• Государственный комитет Украины по водному хозяйству (ст. 16 ЗУ «О мелиорации земель»; Положение утверждено ПКМ от 27.06.2007 № 882) осуществляет ряд полномочий в отрасли мелиорации земель;

• Государственный комитет лесного хозяйства Украины (ст. 28 ЛКУ; Положение утверждено ПКМ от 27.06.2007 № 883) осуществляет государственный надзор и контроль за использованием земель лесохозяйственного назначения.

Специально уполномоченным органом у отрасли земельных отношений (ст. 15 ЗКУ но др. нормы кодекса употребляют срок «центральный орган исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов») является государственный комитет Украины по земельным ресурсам (Госкомзем Украины), структуру которого составляет центральный аппарат и территориальные органы земельных ресурсов, инженеры – землеустроители сел, поселков, Государственная инспекция по контролю за использованием и охраной земель. Наравне с областными главными управлениями в АР Крым действует республиканский комитет по земельным ресурсам АР Крым, который республиканский органом исполнительной власти, функционально подчиняется Госкомзему и входит в единственную систему государственных органов земельных ресурсов. Определенные функции центрального органа исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов на данное время фактически осуществляет Государственное предприятие «Центр государственного земельного кадастра». В городах Киеве, Севастополе, Симферополе, Харькове, Николаеве, Черновцах и некоторых других, городскими советами созданные управления земельных ресурсов вне пределов единственной системы органов земельных ресурсов, которые перебрали на себя функции центрального органа исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов. Это приводит к возникновению конфликтов и коллизии компетенции. Функции управления в отрасли земельных отношений в доктрине определяется как виды (направления) деятельности уполномоченных органов относительно обеспечения рационального и эффективного использования, охраны и воссоздания земель (за основу взятое определение А. П.Гетьмана). Существуют разные доктринальные подходы относительно выделения тех или других функций управления в отрасли земельных отношений. Планирование использования земель в действующем законодательстве Украины срок «планирование использования земель» употребляется, однако не определяется.


Управление в отрасли земельных ресурсов - 4.0 out of 5 based on 1 vote