Литература
Справочная информация
Для учебы
Денежная оценка земельПрименение альтернативного метода расчета денежной оценки земли для определения экономических потерь из-за ухудшения их мелиоративного состоянияКризис аграрной реформы, политическая и экономическая нестабильность в Украине отразились на эффективности использования сельскохозяйственных угодий и экологическом состоянии окружающей среды. Потребительское отношение к земле неизбежно сопровождалось потерей её производительных свойств и ухудшением экологии и, как следствие, вело к снижению денежной оценки земли. Орошаемые земли юга Украины, в том числе и АР Крым, в создание которых вложены крупные капитальные средства государства, имеют большое экономическое значение. Вопрос влияния орошения на экологическое состояние окружающей среды рассматривали многие ученые, такие как Петрова О. О., Половицкий И. Я., Тихоненков Э. П., Тимченко З. В., Снегур Н. И. и др. Например, Ветрова Н. М. предлагает для предотвращения нанесенного ущерба использовать информационную систему экологической безопасности. Целью является разработка и апробирование альтернативного метода расчета денежной оценки земли для определения экономических потерь и экологического ущерба из-за ухудшения мелиоративного состояния орошаемых земель. Считаем, что для решения вопроса улучшения экологического состояния окружающей среды, в том числе плодородие почв, необходимо совершенствование системы государственного управления и контроля в сфере экологии и применение жестких штрафных санкций за нарушение экологии. Предлагается оценивать экономические потери из-за недополучения урожая, исходя из денежной оценки земли, рассчитанной на основе альтернативного метода расчета денежной оценки земель (таблица 1). Из проведенных расчетов (таблица 1) видно, что экономические потери, в виде недополученной продукции, нанесенный нарушением технологии возделывания сельскохозяйственных культур, составили: на удовлетворительных по урожайности землях – 3719,36 грн. /га, а на неудовлетворительных по урожайности землях – 5314,76 грн. /га. Таблица 1 Метод Расчета экономических потерь из-за недополучения урожая на основе альтернативной денежной оценки земли Украины за 2007 г.*
*рассчитано по данным Государственного комитета статистики Украины Для обоснования определения границ показателей «удовлетворительных по урожайности земель» и «неудовлетворительных по урожайности земель» необходимо рассмотреть таблицу 2. Таблица 2 Урожайность зерновых и зернобобовых культур по Украине за 2003-2007 гг., ц./га*
*составлено по данным Государственного комитета статистики Украины Из данных таблицы 2 можно сгруппировать средние показатели урожайности зерновых и зернобобовых культур по Украине за 2003-2007 гг. на три группы: низкая урожайность культур варьируется в таких пределах– 20 ц./га; средняя урожайность – 20,1-30 ц./га; высокая урожайность – выше 30,1 ц./га. Из вышеприведенных сгруппированных показателей видно, что отношение крайнего предела низкой группы урожайности культур к высокой равно 0,33 или 33 %, и отношение крайнего предела средней группы урожайности культур к группе высокой урожайности – 0,67 или 67 %. Это послужило основой построения таблицы 1 – показателя отнесения сельскохозяйственных земель на земли «удовлетворительные по урожайности» и «неудовлетворительные по урожайности». Для того, чтобы оценить ущерб недополучения продукции из-за ухудшения мелиоративного состояния орошаемых земель и низкого уровня агротехники, предложен метод оценки районов (и сельскохозяйственных предприятий), которые выделяются низкой урожайностью зерновых культур на орошаемых землях по отношению к урожайности на богарных земель. Рассмотрим этот метод на примере сельских районов АР Крым за 2006-2008 гг. (таблица 3, 4, 5). Таблица 3 Урожайность зерновых культур с орошаемых и богарных посевных площадей по районам АР Крым за 2008 г. *
*рассчитано и составлено по данным Государственного комитета статистики Украины в АР Крым Из данных таблицы 3 видно, что урожайность зерновых культур с орошаемых посевных площадей по районам АР Крым за 2008 г. намного превышает урожайность зерновых культур с богарных посевных площадей. Например, в Джанкойском районе урожайность зерновых культур с орошаемых посевных площадей превышает урожайность этих же культур с богарных посевных площадей в 1,55 раза, в Кировском – в 1,44 раза, в Симферопольском – 1,6 раз. Это свидетельствует о положительном эффекте орошения. В 2008 году из всех районов только Сакский район имеет неудовлетворительное соотношение урожайности зерновых культур 27,5 ц./га, по отношению урожайность с богарных земель – 25,2 ц./га. Проведен анализ урожайность зерновых культур с орошаемых и богарных посевных площадей по районам АР Крым за 2007 и 2006 годы (таблица 4, 5). Таблица 4 Урожайность зерновых культур с орошаемых и богарных посевных площадей по районам АР Крым за 2007 г. *
*рассчитано и составлено автором по данным Государственного комитета статистики Украины в АР Крым По данным таблицы 4 урожайность зерновых культур с орошаемых посевных площадей по районам АР Крым за 2007 г. превышает урожайность зерновых культур с богарных посевных площадей в 1,7 раз. Но также из таблицы видим, что Кировский район имеет показатель урожайности зерновых культур с орошаемых посевных площадей близкий к урожайности с богарных посевных площадей. Урожайность зерновых культур с орошаемых посевных площадей Кировского района равна 28,1 ц./га, а урожайность с богарных земель – 25,4 ц./га. В Сакском районе также урожайности зерновых культур с орошаемых посевных площадей превышает урожайность с богарных земель всего на 5,1 ц./га. Таблица 5 Урожайность зерновых культур с орошаемых и богарных посевных площадей по районам АР Крым за 2006 г. *
*рассчитано и составлено автором по данным Государственного комитета статистики Украины в АР Крым Данные таблицы 5 свидетельствуют, что урожайность зерновых культур с орошаемых посевных площадей по районам АР Крым за 2008 г. превышает урожайность зерновых культур с богарных посевных площадей в 1,6 раз. Лишь в Сакском районе АР Крым урожайность зерновых культур с орошаемых посевных площадей незначительно превышала урожайность с богарных земель. Итак, в проведенном исследовании урожайности зерновых культур с орошаемых и богарных посевных площадей по районам АР Крым за 2006-2008 гг. видно, что урожайность культур на орошаемых землях в Сакском районе в течение 3 лет по сравнению с урожайностью, полученных с богарных земель, характеризуется как неудовлетворительная. В силу отсутствия объективных причин низкого эффекта орошения земель, следует считать, что это – результат нарушения рационального использования земель, низкого уровня агротехники и неудовлетворительного отношения к мелиоративным системам сельскохозяйственными предприятиями. Поэтому возникает факт, требующий наказания за систематическое нанесение экологического ущерба мелиоративному состоянию орошаемых земель в Сакском районе АР Крым, в силу безответственного отношения руководителей сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств к земельным и водным ресурсам. Считаем, что руководителям таких предприятий и фермерств необходимо назначить штрафные санкции, которые будут определяться исходя из снижения денежной оценки земли, рассчитанной на основе альтернативного метода определения денежной оценки земель (таблица 6). Показатель экологического ущерба на основе денежной оценки земли определялся на основе соотношение отношений урожайности зерновых культур полученных с орошаемых и богарных посевных площадей в среднем по всем районам АР Крым и по отношению к показателям Сакского района за 2007 год. Так, из таблицы 4 отношение урожайности зерновых культур с орошаемых и богарных посевных площадей по АР Крым равно 170 %, а по Сакскому району 127%. Рассчитаем во сколько раз средняя многолетняя урожайность превышает урожайность Сакского района, получим 170%/127% = 1,338 раза. Этот показатель используем для расчетов. Заметим, что в АР Крым экологическая ситуация продолжает ухудшаться и нельзя быть безразличным к фактам нерадивого использования земли. По всем направлениям производственно-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий и ферм наблюдаются факты экологической и агротехнической неграмотности и безответственности. Отсутствует полная реализация нормативно-правовой базы по охране земель на государственном и местном уровнях. Таблица 6 Методика расчета размера ущерба недополучения продукции предприятиями и фермерскими хозяйствами Сакского района на основе альтернативной денежной оценки земли АР Крым за 2007 г.*
*рассчитано автором по данным Государственного комитета статистики Украины в АР Крым Органы государственного контроля за охраной земли на основе проведенного расчета должны обращаться в суд для привлечения руководителей хозяйств к административной ответственности за нарушение Закона Украины «Об охране земель» от 19 июня 2003 года № 962-ІУ и Закона Украины «О государственном контроле за использованием и охраной земель» от 19 июня 2003 года № 963-ІУ. Суд, выслушав ответчиков по делу и признав их виновными, наложит штрафные санкции на сельскохозяйственные предприятия. Если например в хозяйстве было использовано 500 га орошаемых земель, то величина штрафа составит 2696,11 грн. х 500га = 1,348 млн. грн. Эту сумму 1,348 млн. грн. предприятие направит в Государственный земельный банк. Следует учесть, что эта сумма средств поступает на специальный расчетный счет предприятия и расходуется только этим предприятием на улучшение мелиоративной системы, на приобретение удобрений, на улучшение экологического состояния земель и совершенствование технологии. Фактически образуется фонд денежных средств для мелиоративного улучшения. Несоответствие экономического использования земельных ресурсов региона требованиям рационального земледелия приводит к дальнейшей эридизации, нарастанию засоления, деградации почвенно-растительного покрова, увеличению заболеваемости и смертности населения, усилению социальной напряженности. В результате этого регион несет значительные экономические потери. Необходимо срочное вмешательство государства в процесс бесхозяйственного отношения к состоянию почв, их деградации. По нашему мнению, одной из главных функций создаваемого Земельного государственного банка является контроль над качеством почвенного покрова, внесения органических, минеральных удобрений. Государственный комитет по охране окружающей среды должен иметь финансового помощника для реализации законов, предъявления штрафных санкций за нарушения нормативных показателей по почвенному плодородию. Государственный земельный банк будет иметь накапливаемые путем штрафов денежные средства, которые будут образовывать фонды мелиоративного улучшения земель. Из вышесказанного следуют следующие выводы: 1. Целесообразно использовать метод расчета ущерба от недополучения продукции из-за безответственности сельскохозяйственных предприятий или экологического ущерба альтернативным методом определения денежной оценки земли, рекомендуемым автором. 2. Рекомендуется методический подход определения величины недобора продукции на основе соотношения средней многолетней урожайности, полученной по всем мелиорированным землям по отношению к урожайности районов и сельскохозяйственных предприятий, у которых в силу безответственности орошаемые земли используются неудовлетворительно. Штрафные санкции определяются на основе снижения денежной оценки земли. 3. Величина штрафных санкций за нарушение мелиоративного состояния земель накапливается на текущем счету этого предприятия в банке и имеет целевое назначение – быть средством совершенствования почвенного плодородия. Носителем функции государственного контроля и финансовой помощи, для улучшения экологической обстановки должен стать Государственный земельный банк Украины.
Денежная оценка земель - 4.0 out of
5
based on
1 vote
|
Материалы по темам:Основи картографії |