Система управления банком данных

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 Голос)

СУБД

Эффективное использование собранной информации (данных) предполагает наличие программных средств, обеспечивающих их хранение, описание, моделирование и др. Под системой управления банком (базой) данных ( СУБД ) принято понимать комплекс программ и языковых средств, предназначенных для создания, ведения и использования баз данных.

Современные СУБД можно разделить, в основном, на три группы: иерархические, сетевые, реляционные. Последние наиболее широко распространены в ГИС и ЗИС и наиболее подходят для решения задачи формирования базы земельно-кадастровых данных.

СУБД реляционного типа позволяет представлять информацию о пространственных объектах (точках, линиях, полигонах) и их характеристиках (атрибутах) в виде отношения или таблицы, строки которой соответствуют набору значений атрибутов объекта, а столбцы обычно устанавливают тип атрибута его размер и имя. В число атрибутов не входят геометрические атрибуты, описывающие геометрию объектов, они описываются отдельными программными средствами, как было изложено выше. Связь между геометрическим описанием объектов и их содержательными атрибутами в реляционной СУБД устанавливается через уникальные номера — идентификаторы.

Необходимо предусмотреть следующие операции с БД:

— установка логических позиций в БД;

— выборка данных;

— добавление данных;

— удаление данных;

— добавление данных.

Выходная информация формируется в виде предусмотренном действующими инструкциями.

Системные блоки СУБД, которые практически аналогичны основным функциям базы земельно-кадастровых данных, приведены на рисунке 1.

субд

Рисунок 1

Пользователями информации о земле могут быть различные структуры: региональные и федеральные государственные органы: комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, администрация и ее службы (архитектура, коммунальное хозяйство и др.), налоговая служба; нотариальные конторы; юридические лица; физические лица.

В связи с наличием широкого круга пользователей ЗИС, затратами на ее создание и реальной ценностью содержащейся информации, доступ к системе должен быть избирательным. ПОЛНЫЙ ДОСТУП — обеспечивает получение любой информации, хранящейся в базе данных. ЧАСТИЧНЫЙ ДОСТУП — обеспечивает получение информации по одной или нескольким подсистемам, либо ограниченной (отфильтрованной) информации. Например, коммунальная служба может получить только информацию об инженерных коммуникациях. ЛОКАЛЬНЫЙ ДОСТУП — обеспечивает получение информации о конкретном объекте, группе объектов или их показателей. Так как программное обеспечение ЗИС является дорогостоящим и, как правило, защищено от копирования, целесообразно иметь в полной системе дешевую, не защищенную программу, позволяющую только просматривать информацию без возможности ее изменения.

Так как создание, наполнение и мониторинг БД требует значительных трудовых, финансовых и временных затрат, режим доступа к информации должен учитывать и этот аспект (рис.2).

бд

Рисунок 2

ОГРАНИЧЕНИЕ ВО ВРЕМЕНИ предусматривает доступ пользователя к информации только в определенный период времени,_ по истечении которого доступ прекращается. БЕСПЛАТНЫЙ ДОСТУП, как правило, будет распространяться на организации системы земельной службы и определенные государственные структуры, финансирующие или формирующие базу данных. ЧАСТИЧНО ОПЛАЧИВАЕМЫЙ ДОСТУП возможен для тех организаций, которые принимали участие в формировании определенной части информации для базы земельно-кадастровых данных, но желают получить другие блоки информации. ДОСТУП ПО СОГЛАШЕНИЮ может быть предусмотрен, например, для организаций, владеющих информацией, необходимой для дополнения БД на основе обмена информацией. Условия доступа к информации устанавливаются органами, создающими и эксплуатирующими базу данных на основе государственных и внутренних нормативных документов.

Ценность информации в базе данных требует определенных технических и правовых действий по ее сохранению, т. е. необходимо ее копирование и раздельное хранение в цифровом виде. В настоящее время это удобно осуществлять, например, на лазерных дисках. Необходимо и хранение исходных либо обработанных твердых копий, например, плана землепользования. При этом они должны иметь правовую силу, т. е. являться юридическим документом, оформленным согласно действующим положениям. При изменении данных в БД копии изготавливаются повторно. Кроме того, необходимо иметь 1—2 копии БД, хранящихся отдельно (на случай каких-либо экстремальных ситуаций, при которых основной экземпляр может быть уничтожен или испорчен).


Система управления банком данных - 5.0 out of 5 based on 1 vote