Генерализация земельно-кадастровой информации

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.50 (1 Голос)

Генерализация земельно-кадастровой информации на разных территориальных уровнях

Создание и развитие земельно-кадастровых автоматизированных информационных систем (АИС) требует сбалансированного подхода к организации массивов данных, удовлетворяющих информационные потребности различных территориально-административных уровней и к методам реализации и обработки этих массивов на ЭВМ.

Требования к организации массивов (к составу и структуре земельно-кадастровых показателей) формируются в соответствии с уровнем потребителя (пользователя) информации.

При ведении земельного учета по административно-территориальному признаку можно выделить следующие уровни потребителей земельно-кадастровых информации:

1. Федеральный уровень.

2. Субъект федерации (область, край, республика, города Москва и Санкт-Петербург).

3. Административный район, город.

4. Землевладение, землепользование (далее землевладение).

Первичные данные, составляющие основной поток информации, формируется на низшем 4-ом уровне — землевладения, землепользования. Поток последовательно проходит все уровни, изменяя своё состояние под влиянием разного рода факторов (объективных и субъективных).

К объективным можно отнести, например, факторы, определяющие затраты на разработку, реализацию и эксплуатацию средств сбора, хранения, вывода и передачи информации с одного уровня на другой.

Субъективные факторы определяются информационными потребностями субъекта управления определенного уровня. При этом, возникающая информационная потребность для оценки ситуации и принятия решений может меняться во времени и, часто, зависит от индивидуальных характеристик субъекта управления.

Изменение объективных факторов (во времени) происходит не так часто и мало влияет на состояние потока и, следовательно, на состав и структуру информационных массивов АИС и на средства ее эксплуатации. Кроме того, изменение этих факторов можно прогнозировать с достаточной точностью для того, чтобы своевременно принимать решения об изменениях в АИС. Субъективные факторы слабо поддаются прогнозированию и могут существенно изменить состояние потока на любом (кроме низшего) уровне.

Поэтому идеальная АИС, которая удовлетворяла бы любые информационные потребности на любом уровне управления, должна быть организована на единой, централизованной базе земельно-кадастровых данных первичного учета (например, на уровне землевладений).

В этом случае субъективные факторы практически перестают влиять на состав и структуру базы данных (БД) АИС, т. к. все информационные потребности, в том числе и тематическая выборка, могут удовлетворяться с помощью конструирования внешних (по отношению к БД) запросов и внешнего и мобильного программного обеспечения (ПО) для их обслуживания.

Программное обеспечение обслуживания запросов безусловно будет меняться в соответствии с изменениями пожеланий субъекта управления, но основная часть программного комплекса системы (сбор, хранение, корректировка и контроль целостности БД) будет оставаться относительно стабильной.

Генерализация, при реализации такой схемы, может выполняться при выводе информации по запросу с помощью стандартных программных средств системы управления базами данных (СУБД) на основании требований, которые сформулирует пользователь, и в соответствии с заранее определенными формами.

Однако реализация централизованной БД АИС порождает ряд серьезных технических и организационных проблем. Существующие средства вычислительной техники и ее развитие на ближайшую перспективу на позволят эффективно организовать централизованное хранение огромного количества первичных земельно-учетных данных, их контроль, кодирование, сортировку и редактирование (на уровне землевладений потребуется хранить более 45 млн. записей сложной структуры). Существенного замедления работы АИС следует ожидать при поиске данных по запросам пользователей.

Серьезной проблемой является организация сбора и передачи информации в центральную БД по каналам связи. Большое количество абонентов первичной информации (ожидается, что информация будет исходить с районного уровня), которые должны представлять данные в определенные и ограниченные сроки, непременно вызовет образование больших очередей как на каналах связи, так и на центральном оборудовании АИС.

И, наконец, разработка и создание БД и программного обеспечения по эксплуатации такой АИС потребует значительных трудовых и материальных ресурсов и значительного времени.

Генерализация является естественной и необходимой процедурой, обеспечивающей потребителя информации (субъект управления) таким количеством полезной информации, которая ему в данный момент необходима и которую он способен быстро оценить, сделать выводы и принять обоснованное решение.

Особенности формирования потока информации по учету земель на разных административно-территориальных уровнях управления и специфика земельно-кадастровых показателей вводят в определение генерализации особые понятия, характерные для данной предметной области.

Основная особенность формирования земельно-кадастровых данных состоит в том, что на каждом уровне управления информация представляется двумя видами: обобщенная информация, поступающая с нижнего уровня, и информация первичного учета земель соответствующего уровня.

Генерализация земельно-кадастровых данных

Представляет собой процесс формирования унифицированных массивов земельно-кадастровых данных, достаточных по составу показателей для удовлетворения запросов определенного административно-территориального уровня.

Массивы земельно-кадастровых данных формируются на основе первичных данных о землях данного уровня подчинения и обобщенных определенным образом данных нижележащего уровня.

Условно можно выделить следующие виды генерализации:

Тематическая генерализация — проводится при выборке из БД информации, необходимой для удовлетворения запросов пользователей текущего уровня.

Техническая генерализация — Связана с техническими ограничениями средств сбора, передачи, хранения и обработки

Информации.

Директивная генерализация — проводится на основе требований вышестоящего уровня управления к представлению информации нижних уровней в обобщенном виде.

Формирование потока земельно-кадастровой информации начинается на уровне землевладений (землепользовании). Учет количественных, правовых и качественных характеристик земли ведется по каждому индивидуальному участку, который находится в собственности, владении или пользовании (или в аренде). Первичной единицей учета является контур угодья или эколого-технически однородный участок. В пределах объектов земельной собственности, землевладений, землепользовании учитываются все первичные единицы, на основе которых формируется информация локальной базы данных АИС районного уровня.

Большое количество источников земельно-кадастровых данных (комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, организации мониторинга земель, проектные институты по землеустройству, муниципальные органы, органы архитектуры, бюро технической инвентаризации и т. д.) приводит к тому, что на «входе» АИС скапливается большой объем разнотипной, дубли-! рующей по отдельным признакам, информации. Кроме того, сведения, содержащиеся в первичных земельно-учетных документах на уровне землевладений, могут быть избыточными для АИС районного уровня.

Поэтому на входе АИС всегда предусматриваются функциональные блоки (программные модули) фильтрации, контроля, классификации и объединения информации в соответствии со структурой массивов БД. Данные функции, с некоторой долей условности, можно отнести к процессу генерализации и, в силу их специфики, определить совокупность функций, как вид обработки первичных данных под названием «Фильтрация».

Фильтрация, объединенная с блоком программного обеспечения записи первичной (отфильтрованной) информации в массивы БД (блок «Ввода» информации) образуют единый блок (вид обработки), который мы назовем «Формирование баз данных первичной информации», коротко — «Формирование БД».

На рисунке 9 представлена функциональная схема формирования и генерализации земельно-кадастровой информации, охватывающая различные административно-территориальные уровни (район — субъект федерации — федерацию).

Информация ЛБД района служит основой для формирования отчетов о наличии земель и распределении их по категориям, угодьям и пользователям. Отчеты содержат генерализированные данные в соответствии с директивными требованиями областного уровня. Таким образом, программное обеспечение АИС районного уровня должно предусматривать наличие блока (вида обработки), позволяющего выбрать из БД нужную информацию и обобщить ее в соответствии с представленными требованиями. Это — агрегирование баз данных первичной информации.

Удовлетворение запросов выполняется через блок «обработки запросов», который обращается к БД либо через блок «Агрегирование», если требуется информацию обобщить, либо непосредственно — к БД.

На вышестоящих уровнях (субъектов федерации и федерации) добавляется еще один блок — «Свод данных», в функции которого входит формирование для административно-территориального уровня итоговых значений земельно-кадастровых показателей, полученных с нижнего уровня и агрегированных показателей текущего уровня.

Таким образом, процесс генерализации может быть сведен к последовательному решению на каждом уровне задач фильтрации первичной информации, агрегирования первичных БД и свода соответствующих земельно-кадастровых данных.

Виды обработки данных

Соответствующие группы задач (блоки) назовем Видами обработки Земельно-кадастровых данных при генерализации. Эти задачи имеют для каждого уровня и группы земельно-кадастровых показателей конкретное содержание и свою специфику. Но во всех случаях это — однотипные задачи обработки.

Организация процесса генерализации на основе однотипных задач фильтрации, агрегирования и свода данных может обеспечить наиболее рациональное ведение обработки земельно-кадастровых данных с использованием стандартных по своей структуре БД и унифицированных программных средств. Заметим, что здесь мы определяем генерализацию как процесс обобщения информации БД. схема генерализации земельно-кадастровой информации

Рисунок 9

Функциональная схема генерализации земельно-кадастровой информации

Задачи агрегирования баз данных первичной информации — это задачи формирования унифицированных (по составу) информации и форме представления) массивов кадастровых, показателей на основе первичных баз данных.

Необходимость формирования таких унифицированных массивов на уровне района обусловлена тем, что в настоящее время используются различные системы ввода первичной информации (цифровой ввод, ГИС-технологии) и различные способы ее организации в виде реляционных баз данных. Но возможность функционирования автоматизированных систем обработки земельно-кадастровой информации (AGO 3K) на уровне области (края), республики и Федерации в целом требует, очевидно, соответствующего обеспечения исходной информацией, которая должна поступать из районов в стандартной, заранее обусловленной форме.

Эту роль обеспечения AGO 3K исходной информацией на всех уровнях должны играть унифицированные массивы агрегированных земельно-кадастровых данных. Определенная система таких массивов упрощает хранение и передачу информации, а также дает возможность разработки унифицированного программного обеспечения.

Из групп земельно-кадастровых показателей, которые должны подвергаться агрегированию на уровне района, следует отметить, прежде всего, следующие:

—- распределение земель по угодьям, категориям земель, землепользованиям (Форма 22 — основная, для земель орошаемых, осушаемых и с лиманным орошением);

— качественная характеристика земель (по угодьям);

— распределение земель по видам права на землю и угодьям;

— ограничения, обременения на использование земель земельных участков;

— показатели загрязнения почв.

Эти группы хорошо проработаны методически и в настоящее время могут быть реально обеспечены необходимой информацией.

Агрегирование первичных баз данных должно выполняться и на уровнях субъектов Федерации и Федерации в целом для земель соответствующего подчинения (областного, краевого, республиканского, федерального). Назначение агрегирования данных в этих случаях в общем такое же, как и на уровне административного района. Но здесь нужно учитывать особенности, связанные с различием в видах угодий для земель областного, республиканского и федерального подчинения.

Задачи свода данных

Это задачи формирования для каждого административно-территориального уровня итоговых значений земельно-кадастровых показателей на основе соответствующих показателей, полученных на нижестоящем уровне. Эти задачи возникают на областном (краевом), республиканском, региональном и федеральном уровнях.

Этот несложный вид обработки земельно-кадастровых данных требует хорошего организационного, технического и программного обеспечения на основе унифицированных структур баз данных.

Содержание и методы учета и оценки земель на разных уровнях управления со временем меняются под влиянием различных факторов (экономических, технических, климатических, социально-политических и др.)

В соответствии с этим изменяются и требования, предъявляемые к структуре и составу показателей земельно-кадастровой информации, а, следовательно, и к содержанию и составу задач генерализации.

Главные вопросы, которые при этом приходится решать (в условиях АИС) состоят в том, чтобы оценить возможности и затраты, связанные с изменением: состава и структуры массивов показателей, входящих в БД разных уровней; методов обработки; способов хранения и форм представления при выполнении запросов.

Анализ затрат по сбору, формированию и преобразованию первичной метрической и атрибутивной информации об объектах недвижимости показал, что на региональном уровне они составляют до 80—85 % от общих затрат. Большая часть этих затрат относится к этапам создания цифровой информационной основы. Получение пространственно — ориентированной информации и организация ее хранения — дорогостоящая работа, требующая тщательного контроля, корректировки.

Большинство имеющихся земельно-кадастровых материалов в России устарели и не отражают состояние земельных ресурсов, особенно в развивающихся и селитебных территориях. По-1 этому для успешного проведения земельной реформы первичная инвентаризации земель и иной недвижимости имеет решающее значение. С учётом ограниченных возможностей финансирования этих работ и необходимости их выполнения в короткие сроки существенное значение имеют методы и этапы их проведения.

Активно развивающиеся в последние годы геоинформационные технологии (ГИС) позволяют заметно сократить временные и стоимостные затраты на земельно-кадастровые работы за счет автоматизации значительной части процессов получения, обработки, хранения и отображения информации об объектах недвижимости и земельных ресурсах. Кроме того, переход к использованию ГИС — технологий позволяет изменить организационные формы проведения кадастровых съемок: от централизованной к административно-региональной, когда большая часть работ выполняется силами специалистов территориальных землеустроительных органов. Это, с одной стороны, позволяет существенно увеличить объемы инвентаризационных работ при резком сокращении сроков их выполнения, а с другой — повысить достоверность получаемой и атрибутивной информации.

Генерализация земельно-кадастровой информации - 4.0 out of 5 based on 1 vote