Организация рационального использования и охраны земель

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.50 (1 Голос)

Необходимость организации рационального использования и охраны земель

Имеющие место процессы сокращения площадей ценных сельскохозяйственных угодий, резкого снижения плодородия почв, продуктивности земель в период до 1990 г. были обусловле­ны следующими основными причинами:

·  наличием исключительной государственной собственности на землю, т. е. ее монополизацией и отсутствием права собственно­сти на землю, средства и результаты производства (за исключе­нием личного подсобного хозяйства), что не вызывало экономи­ческого интереса у работников сельского хозяйства в росте эф­фективности производства и повышении плодородия почв;

·  практически абсолютной централизацией управления земель­ными ресурсами на верхних уровнях государственной власти при отсутствии необходимого контроля за состоянием и использова­нием земель на местах, что привело к катастрофическому сниже­нию почвенного плодородия;

·  отсутствием обоснованной земельной политики государства в области законодательной деятельности, финансов, расселения;

·  недостаточно развитой и слабой землеустроительной службой, неспособной организовать рациональное использование земель, вести земельный кадастр и мониторинг;

·  отсутствием надлежащего экономического механизма регули­рования земельных отношений, вследствие чего не совпадали экономические интересы общества, отдельных коллективов и граждан в области землепользования;

·  отсутствием мер экономической защиты ценных сельскохо­зяйственных угодий от необоснованного изъятия для нужд про­мышленности, транспорта и иных несельскохозяйственных це­лей, а также от деградации;

·  низким значением землеустройства и недооценкой значимос­ти землеустроительного проектирования в осуществлении ме­роприятий по организации наиболее полного, рационального и эффективного использования земли.

В результате крупных экономических преобразований, разру­шения межгосударственных связей, нарушения межотраслевых пропорций, коренного изменения земельных отношений, ре­формирования сельскохозяйственных предприятий, произошед­ших в 1991—1999 гг. в Российской Федерации, существенно из­менилось число сельскохозяйственных предприятий, наруши­лись их границы, площади, организация производства и террито­рии.

До 1991 г. основными производителями сельскохозяйственной продукции и землепользователями в России были колхозы (12 363) и совхозы (12 865).

На один колхоз в среднем приходилось 6,5 тыс. га сельскохо­зяйственных угодий, а на совхоз —9,1 тыс. га. Однако размеры сельскохозяйственных предприятий в различных зонах страны и в зависимости от специализации сильно изменялись. Например, средняя площадь сельскохозяйственных угодий птицеводческих совхозов составляла 1,7 тыс. га, овощеводческих — 6,5 тыс. га, свекловодческих — 10,1 тыс. га, зерновых — 27,3 тыс. га, овцевод­ческих — 94,6 тыс. га.

Изменилось число колхозов, государственных и муниципаль­ных предприятий, резко возросло число акционерных обществ, товариществ и сельскохозяйственных кооперативов. Перерас­пределение земель сельскохозяйственных предприятий и органи­заций приведено в таблице 10.

Число колхозов, включая рыболовецкие, в 1996 г. в России соста­вило 5867, а их площадь — 59 млн га, в том числе 30,6млнга (51,9 %) сельскохозяйственных угодий, из них 20,2 млн га (34,2 %) —пашня (табл. 11). На один колхоз стало приходиться в среднем 5,2 тыс. га сельскохозяйственных угодий (табл. 12). По сравнению с 1991 г. площадь всех колхозов сократилась на 71,9 млн га.

перераспределение земель

средний размер одного землевладения

Число государственных и муниципальных предприятий в 1996 г. составило 3749. За ними было закреплено 223,3 млн га зе­мель (против 456,7 млн га в 1991 г.), в том числе примерно 11,1 % (более 20,2 млн га) сельскохозяйственных угодий. На одно госу­дарственное хозяйство стало приходиться 5,4 тыс. га сельскохо­зяйственных угодий.

В 1996 г. число акционерных обществ и товариществ состави­ло 16 098. За ними было закреплено 190,9 млн га земель, в том числе 92,5 млн га сельскохозяйственных угодий, 63,2 млн га паш­ни. Число сельскохозяйственных кооперативов увеличилось до 3279, за ними было закреплено 36,6 млн га земель, из которых 13,1 млн га — сельскохозяйственные угодья, 9,0 млн га — пашня.

На 1 января 1999 г. в России имелось 270,2 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств. За ними было закреплено 34,3 млн га зе­мель, в том числе 13,0 млн га сельскохозяйственных угодий, 9,8 млн га пашни. Сводные данные об образовании крестьянских (фермерских) хозяйств в России приведены в таблице 13.

крестьянское хозяйство

Ассоциации крестьянских хозяйств сформировались в 1992 г. В 1996 г. их число составило 1903, и они занимали 9,0 млн га зе­мель, в том числе 4,6 млн га сельскохозяйственных угодий и 3,1 млн га пашни.

Кроме того, в состав сельскохозяйственных землевладельцев и землепользователей входят различные государственные и муни­ципальные предприятия, включая совместные; подсобные сельс­кохозяйственные предприятия, землепользования сельскохозяй­ственных научно-исследовательских и учебных заведений; земли граждан и общинно-родовых хозяйств.

Наилучших экономических результатов добиваются те сельс­кохозяйственные предприятия, которые не подвергаются без не­обходимости существенной реорганизации и перестройке, так как в этот период разрушается старое хозяйство, требуется время для построения нового, налаживания связей, формирования ин­фраструктуры. Поэтому даже для выхода на экономические ре­зультаты, предшествующие реорганизации, требуются значи­тельные средства и усилия, т. е. для ведения стабильного и эф­фективного хозяйства необходимо устойчивое землепользование (в смысле сохранения его площадей, границ, внутренней терри­ториальной организации и структуры).

При переходе на новые типы хозяйствования и землепользо­вания необходимо тщательное экономическое обоснование, по­этапное проведение его без нанесения ущерба экономике сельс­кохозяйственного предприятия. Причем основное условие тако­го перехода —не только требование обязательного сохранения плодородия почв, объемов производства и его эффективности, но и поступательное развитие экономики хозяйства.

Даже в условиях перехода к рынку выполнение данного тре­бования должно находиться под обязательным государствен­ным контролем во избежание разорения (банкротства) реорга­низованных хозяйств, резкого снижения производства продук­ции сельского хозяйства и его эффективности. Исследования влияния устойчивости землепользования на экономические по­казатели сельскохозяйственных предприятий с коллективными формами собственности в ряде хозяйств Центрального эконо­мического района (табл. 14) подтверждают, что хозяйства с большими площадями перераспределения имеют значительно меньшие урожайность сельскохозяйственных культур, прибыль в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий, рентабель­ность при примерно одинаковом обеспечении фондами и тру­довыми ресурсами.

В большей части сельскохозяйственных предприятий страны нарушены севообороты (табл. 15), что наряду с другими фактора­ми послужило причиной снижения плодородия почв.

Данные показывают, что после 1985 г. и в особенности в пери­од 1990—1999 гг. произошло резкое сокращение площадей с

влияние стабильности землепользования

площадь пашни

Введенными и освоенными севооборотами. Так, в 1999 г. сево­обороты были нарушены на половине площадей пашни в сельс­кохозяйственных предприятиях России, а освоены только на 25 % Площадей. Такое положение объясняется тем, что в период реорганизации сельскохозяйственных предприятий и изменения их статуса, образования новых хозяйств, больших объемов пре­доставления земель гражданам и их изъятия агротехнические, организационно-технологические вопросы были заменены ре­шением организационно-хозяйственных и территориальных проблем, а также присвоения (разделения) собственности, полу­чения имущественных и земельных паев.

Разрушение севооборотов, как известно, наносит непоправи­мый ущерб плодородию полей и экономике хозяйств, особенно при дефиците удобрений, средств защиты растений и др. Поэто­му в самое ближайшее время должна быть восстановлена и зап­роектирована новая организация территории, включающая в себя рациональную систему севооборотов.

Таким образом, анализ организационно-территориальных ус­ловий землевладений и землепользовании крупных коллектив­ных сельскохозяйственных предприятий показывает, что за годы земельной реформы (1991—1999 гг.) произошел почти полный передел их земель. Данный передел в ряде случаев не сопровож­дался нормальным землеустроительным обеспечением, и прово­дили его ускоренными темпами, что привело к появлению недо­статков землевладений и землепользовании (дальноземелья, вкрапливания, чересполосицы и др.), ухудшило качественное со­стояние и использование земель, нанесло ущерб экономике сельскохозяйственных предприятий.

Нарушены разработанные ранее проекты внутрихозяйствен­ного землеустройства, которые увязывали организацию террито­рии сельскохозяйственных предприятий с системами ведения хо­зяйства, земледелия, организацией производства, труда и управ­ления. Отсутствует научно обоснованный подход к организации рационального использования и охраны земель. Запутаны зе­мельные отношения.

Снижение эффективности использования земли хорошо вид­но на примере реформируемых сельскохозяйственных предприя­тий, крестьянских хозяйств и др.

Вместе с тем сельскохозяйственные предприятия, освоившие проекты землеустройства, продолжающие иметь четкую органи­зацию территории, систему севооборотов и сохранившие в целом организационно-производственную структуру, производствен­ные связи, приспособившиеся вследствие этого к новым эконо­мическим условиям хозяйствования, имеют более высокую эко­номическую эффективность производства, чем другие хозяйства (табл. 16).

эффективность землеустройства

эффективность землеустройства 2

Из таблицы видно, что показатели производственной деятель­ности хозяйства с освоенными проектами внутрихозяйственного землеустройства значительно лучше, чем в среднем по всем об­следованным сельскохозяйственным предприятиям.

В них больше сельскохозяйственная освоенность и распахан-ность территории, лучше используются трудовые ресурсы, про­изводственные фонды и, как следствие, земля, выше рентабель­ность производства.

Этим доказывается то, что даже при нестабильной экономи­ческой ситуации землеустройство, проявляющееся в данном слу­чае в форме рациональной территориальной организации произ­водства, является одним из основных факторов повышения эф­фективности сельского хозяйства.

Снизились объемы выполнения основных видов работ по по­вышению плодородия почв, а также ухудшились условия функци­онирования отраслей растениеводства и животноводства. Как следствие — уменьшились посевные площади и посадки плодово-ягодных насаждений, снизилось производство кормов, сократи­лось поголовье животных. В результате обобщения количествен­ных показателей выполнения работ по повышению плодородия почв и результатов функционирования отраслей сельского хозяй­ства с 1986 по 1997 г. получены следующие данные (табл. 17).

повышение плодородия почв

повышение плодородия почв 2

Из таблицы видно, что за рассматриваемый период значитель­но уменьшились объемы работ по коренному и поверхностному улучшению кормовых угодий, вводу мелиорированных земель, обводнению пастбищ, восстановлению и комплексной реконст­рукции орошаемых и осушенных земель, агрохимическому окультуриванию полей, проведению комплекса природоохран­ных и противоэрозионных мероприятий.

Проведенные расчеты показали, что убытки сельскохозяй­ственных предприятий, понесенные по вышеназванным причи­нам, только в пересчете на зерно составили 46 млн т ежегодно, что равно почти половине объемов производства зерна по России в целом. К этой величине необходимо добавить сумму затраченных ранее капиталовложений (в пересчете на ежегодные), не окупае­мых продукцией с мелиорированных площадей, выбывших из оборота, со сведенных площадей плодово-ягодных насаждений, с заброшенных участков улучшенных кормовых угодий и др.

Таким образом, организация рационального использования и охраны земли должна стать основной в земельной политике го­сударства. В связи с необходимостью обеспечения продоволь­ственной безопасности России и поддержания экологически ста­бильного природопользования данная задача из разряда социаль­но-экономических переходит в острую политическую проблему, которую надо решать в ходе земельной реформы.

Сельскохозяйственные предприятия по-прежнему остаются ос­новными производителями сельскохозяйственной продукции и зем­лепользователями. Поэтому организация рационального использова­ния и охраны земли в них — одно из необходимых условий повыше­ния эффективности всего агропромышленного производства.

Состояние и использование земель в сельскохо­зяйственных предприятиях

1. Сокращение площадей сельскохозяйственных угодий и пашни, происходящее за счет отводов для несельскохозяйствен­ных целей, требует экономической и правовой защиты этих зе­мель, разработки системы мер по введению в оборот новых про­дуктивных земель взамен изымаемых или повышению плодоро­дия почв и мелиорации используемых угодий.

2. Зарастание земель кустарником и мелколесьем, развитие эрозии почв и ухудшение качественного состояния земель обус­ловливают необходимость усиления государственного контроля за количественными и качественными изменениями земель, на­ходящихся у землевладельцев и землепользователей, разработки и осуществления мер экономического воздействия при нерацио­нальном использовании земельного фонда вплоть до его полного изъятия и, наоборот, экономического стимулирования рацио­нального природопользования.

3. Реформирование сельскохозяйственных предприятий, из­менение их специализации, фондооснащенности и трудообеспеченности требуют приведения состава, площадей и структуры зе­мельных угодий в соответствие с новыми экономическими пара­метрами хозяйств и перспективами их развития, возможностью освоения и улучшения земельных угодий.

4. Низкая сельскохозяйственная освоенность территории и естественная продуктивность земель в России определяют необ­ходимость проведения большого объема культуртехнических ра­бот и мелиорации. Поэтому задача сельскохозяйственного освое­ния, мелиорации и организации рационального использования земли в России является определяющей в повышении эффектив­ности землепользования.

5. Развитие процессов эрозии, загрязнение, заражение и дегра­дация почв требуют осуществления комплекса мер по консерва­ции земель, организации рационального использования и охраны.

В связи с вышеизложенным при организации и проведении землеустроительных работ необходимы:

·  разработка для всех реорганизованных сельскохозяйственных предприятий проектов землеустройства как основных докумен­тов создания условий для рационального землепользования;

·  паспортизация каждого участка (землевладения, землепользо­вания), определение режима и условий использования земель с фиксацией в документах, удостоверяющих право собственности, а также в экологических паспортах, позволяющих наладить мо­ниторинг земель;

·  решение проблемы оптимальных размеров землевладений и зем­лепользовании в зависимости от различных природных, экономичес­ких условий, форм хозяйствования и регулирования этих проблем при межхозяйственном землеустройстве, формировании новых и упорядочении существующих территориальных объектов;

·  совершенствование системы землеустроительного проектирова­ния как основы для внедрения в производство комплекса меропри­ятий по организации производства, территории и охране земель.

Большие изменения в сельскохозяйственном землевладении и землепользовании произошли в 1991—1999 гг. под влиянием со­циально-экономических и земельных преобразований, осуще­ствленных в ходе первых этапов земельной реформы.

Изучение этих изменений и их учет должны быть положены в основу организации рационального землепользования и землеус­тройства сельскохозяйственных предприятий при внутрихозяй­ственном землеустройстве.

Организация рационального использования и охраны земель - 4.0 out of 5 based on 1 vote