Литература
Справочная информация
Для учебы
Организация рационального использования и охраны земельНеобходимость организации рационального использования и охраны земель
Имеющие место процессы сокращения площадей ценных сельскохозяйственных угодий, резкого снижения плодородия почв, продуктивности земель в период до 1990 г. были обусловлены следующими основными причинами: · наличием исключительной государственной собственности на землю, т. е. ее монополизацией и отсутствием права собственности на землю, средства и результаты производства (за исключением личного подсобного хозяйства), что не вызывало экономического интереса у работников сельского хозяйства в росте эффективности производства и повышении плодородия почв; · практически абсолютной централизацией управления земельными ресурсами на верхних уровнях государственной власти при отсутствии необходимого контроля за состоянием и использованием земель на местах, что привело к катастрофическому снижению почвенного плодородия; · отсутствием обоснованной земельной политики государства в области законодательной деятельности, финансов, расселения; · недостаточно развитой и слабой землеустроительной службой, неспособной организовать рациональное использование земель, вести земельный кадастр и мониторинг; · отсутствием надлежащего экономического механизма регулирования земельных отношений, вследствие чего не совпадали экономические интересы общества, отдельных коллективов и граждан в области землепользования; · отсутствием мер экономической защиты ценных сельскохозяйственных угодий от необоснованного изъятия для нужд промышленности, транспорта и иных несельскохозяйственных целей, а также от деградации; · низким значением землеустройства и недооценкой значимости землеустроительного проектирования в осуществлении мероприятий по организации наиболее полного, рационального и эффективного использования земли. В результате крупных экономических преобразований, разрушения межгосударственных связей, нарушения межотраслевых пропорций, коренного изменения земельных отношений, реформирования сельскохозяйственных предприятий, произошедших в 1991—1999 гг. в Российской Федерации, существенно изменилось число сельскохозяйственных предприятий, нарушились их границы, площади, организация производства и территории. До 1991 г. основными производителями сельскохозяйственной продукции и землепользователями в России были колхозы (12 363) и совхозы (12 865). На один колхоз в среднем приходилось 6,5 тыс. га сельскохозяйственных угодий, а на совхоз —9,1 тыс. га. Однако размеры сельскохозяйственных предприятий в различных зонах страны и в зависимости от специализации сильно изменялись. Например, средняя площадь сельскохозяйственных угодий птицеводческих совхозов составляла 1,7 тыс. га, овощеводческих — 6,5 тыс. га, свекловодческих — 10,1 тыс. га, зерновых — 27,3 тыс. га, овцеводческих — 94,6 тыс. га. Изменилось число колхозов, государственных и муниципальных предприятий, резко возросло число акционерных обществ, товариществ и сельскохозяйственных кооперативов. Перераспределение земель сельскохозяйственных предприятий и организаций приведено в таблице 10. Число колхозов, включая рыболовецкие, в 1996 г. в России составило 5867, а их площадь — 59 млн га, в том числе 30,6млнга (51,9 %) сельскохозяйственных угодий, из них 20,2 млн га (34,2 %) —пашня (табл. 11). На один колхоз стало приходиться в среднем 5,2 тыс. га сельскохозяйственных угодий (табл. 12). По сравнению с 1991 г. площадь всех колхозов сократилась на 71,9 млн га. Число государственных и муниципальных предприятий в 1996 г. составило 3749. За ними было закреплено 223,3 млн га земель (против 456,7 млн га в 1991 г.), в том числе примерно 11,1 % (более 20,2 млн га) сельскохозяйственных угодий. На одно государственное хозяйство стало приходиться 5,4 тыс. га сельскохозяйственных угодий. В 1996 г. число акционерных обществ и товариществ составило 16 098. За ними было закреплено 190,9 млн га земель, в том числе 92,5 млн га сельскохозяйственных угодий, 63,2 млн га пашни. Число сельскохозяйственных кооперативов увеличилось до 3279, за ними было закреплено 36,6 млн га земель, из которых 13,1 млн га — сельскохозяйственные угодья, 9,0 млн га — пашня. На 1 января 1999 г. в России имелось 270,2 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств. За ними было закреплено 34,3 млн га земель, в том числе 13,0 млн га сельскохозяйственных угодий, 9,8 млн га пашни. Сводные данные об образовании крестьянских (фермерских) хозяйств в России приведены в таблице 13. Ассоциации крестьянских хозяйств сформировались в 1992 г. В 1996 г. их число составило 1903, и они занимали 9,0 млн га земель, в том числе 4,6 млн га сельскохозяйственных угодий и 3,1 млн га пашни. Кроме того, в состав сельскохозяйственных землевладельцев и землепользователей входят различные государственные и муниципальные предприятия, включая совместные; подсобные сельскохозяйственные предприятия, землепользования сельскохозяйственных научно-исследовательских и учебных заведений; земли граждан и общинно-родовых хозяйств. Наилучших экономических результатов добиваются те сельскохозяйственные предприятия, которые не подвергаются без необходимости существенной реорганизации и перестройке, так как в этот период разрушается старое хозяйство, требуется время для построения нового, налаживания связей, формирования инфраструктуры. Поэтому даже для выхода на экономические результаты, предшествующие реорганизации, требуются значительные средства и усилия, т. е. для ведения стабильного и эффективного хозяйства необходимо устойчивое землепользование (в смысле сохранения его площадей, границ, внутренней территориальной организации и структуры). При переходе на новые типы хозяйствования и землепользования необходимо тщательное экономическое обоснование, поэтапное проведение его без нанесения ущерба экономике сельскохозяйственного предприятия. Причем основное условие такого перехода —не только требование обязательного сохранения плодородия почв, объемов производства и его эффективности, но и поступательное развитие экономики хозяйства. Даже в условиях перехода к рынку выполнение данного требования должно находиться под обязательным государственным контролем во избежание разорения (банкротства) реорганизованных хозяйств, резкого снижения производства продукции сельского хозяйства и его эффективности. Исследования влияния устойчивости землепользования на экономические показатели сельскохозяйственных предприятий с коллективными формами собственности в ряде хозяйств Центрального экономического района (табл. 14) подтверждают, что хозяйства с большими площадями перераспределения имеют значительно меньшие урожайность сельскохозяйственных культур, прибыль в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий, рентабельность при примерно одинаковом обеспечении фондами и трудовыми ресурсами. В большей части сельскохозяйственных предприятий страны нарушены севообороты (табл. 15), что наряду с другими факторами послужило причиной снижения плодородия почв. Данные показывают, что после 1985 г. и в особенности в период 1990—1999 гг. произошло резкое сокращение площадей с Введенными и освоенными севооборотами. Так, в 1999 г. севообороты были нарушены на половине площадей пашни в сельскохозяйственных предприятиях России, а освоены только на 25 % Площадей. Такое положение объясняется тем, что в период реорганизации сельскохозяйственных предприятий и изменения их статуса, образования новых хозяйств, больших объемов предоставления земель гражданам и их изъятия агротехнические, организационно-технологические вопросы были заменены решением организационно-хозяйственных и территориальных проблем, а также присвоения (разделения) собственности, получения имущественных и земельных паев. Разрушение севооборотов, как известно, наносит непоправимый ущерб плодородию полей и экономике хозяйств, особенно при дефиците удобрений, средств защиты растений и др. Поэтому в самое ближайшее время должна быть восстановлена и запроектирована новая организация территории, включающая в себя рациональную систему севооборотов. Таким образом, анализ организационно-территориальных условий землевладений и землепользовании крупных коллективных сельскохозяйственных предприятий показывает, что за годы земельной реформы (1991—1999 гг.) произошел почти полный передел их земель. Данный передел в ряде случаев не сопровождался нормальным землеустроительным обеспечением, и проводили его ускоренными темпами, что привело к появлению недостатков землевладений и землепользовании (дальноземелья, вкрапливания, чересполосицы и др.), ухудшило качественное состояние и использование земель, нанесло ущерб экономике сельскохозяйственных предприятий. Нарушены разработанные ранее проекты внутрихозяйственного землеустройства, которые увязывали организацию территории сельскохозяйственных предприятий с системами ведения хозяйства, земледелия, организацией производства, труда и управления. Отсутствует научно обоснованный подход к организации рационального использования и охраны земель. Запутаны земельные отношения. Снижение эффективности использования земли хорошо видно на примере реформируемых сельскохозяйственных предприятий, крестьянских хозяйств и др. Вместе с тем сельскохозяйственные предприятия, освоившие проекты землеустройства, продолжающие иметь четкую организацию территории, систему севооборотов и сохранившие в целом организационно-производственную структуру, производственные связи, приспособившиеся вследствие этого к новым экономическим условиям хозяйствования, имеют более высокую экономическую эффективность производства, чем другие хозяйства (табл. 16). Из таблицы видно, что показатели производственной деятельности хозяйства с освоенными проектами внутрихозяйственного землеустройства значительно лучше, чем в среднем по всем обследованным сельскохозяйственным предприятиям. В них больше сельскохозяйственная освоенность и распахан-ность территории, лучше используются трудовые ресурсы, производственные фонды и, как следствие, земля, выше рентабельность производства. Этим доказывается то, что даже при нестабильной экономической ситуации землеустройство, проявляющееся в данном случае в форме рациональной территориальной организации производства, является одним из основных факторов повышения эффективности сельского хозяйства. Снизились объемы выполнения основных видов работ по повышению плодородия почв, а также ухудшились условия функционирования отраслей растениеводства и животноводства. Как следствие — уменьшились посевные площади и посадки плодово-ягодных насаждений, снизилось производство кормов, сократилось поголовье животных. В результате обобщения количественных показателей выполнения работ по повышению плодородия почв и результатов функционирования отраслей сельского хозяйства с 1986 по 1997 г. получены следующие данные (табл. 17). Из таблицы видно, что за рассматриваемый период значительно уменьшились объемы работ по коренному и поверхностному улучшению кормовых угодий, вводу мелиорированных земель, обводнению пастбищ, восстановлению и комплексной реконструкции орошаемых и осушенных земель, агрохимическому окультуриванию полей, проведению комплекса природоохранных и противоэрозионных мероприятий. Проведенные расчеты показали, что убытки сельскохозяйственных предприятий, понесенные по вышеназванным причинам, только в пересчете на зерно составили 46 млн т ежегодно, что равно почти половине объемов производства зерна по России в целом. К этой величине необходимо добавить сумму затраченных ранее капиталовложений (в пересчете на ежегодные), не окупаемых продукцией с мелиорированных площадей, выбывших из оборота, со сведенных площадей плодово-ягодных насаждений, с заброшенных участков улучшенных кормовых угодий и др. Таким образом, организация рационального использования и охраны земли должна стать основной в земельной политике государства. В связи с необходимостью обеспечения продовольственной безопасности России и поддержания экологически стабильного природопользования данная задача из разряда социально-экономических переходит в острую политическую проблему, которую надо решать в ходе земельной реформы. Сельскохозяйственные предприятия по-прежнему остаются основными производителями сельскохозяйственной продукции и землепользователями. Поэтому организация рационального использования и охраны земли в них — одно из необходимых условий повышения эффективности всего агропромышленного производства. Состояние и использование земель в сельскохозяйственных предприятиях1. Сокращение площадей сельскохозяйственных угодий и пашни, происходящее за счет отводов для несельскохозяйственных целей, требует экономической и правовой защиты этих земель, разработки системы мер по введению в оборот новых продуктивных земель взамен изымаемых или повышению плодородия почв и мелиорации используемых угодий. 2. Зарастание земель кустарником и мелколесьем, развитие эрозии почв и ухудшение качественного состояния земель обусловливают необходимость усиления государственного контроля за количественными и качественными изменениями земель, находящихся у землевладельцев и землепользователей, разработки и осуществления мер экономического воздействия при нерациональном использовании земельного фонда вплоть до его полного изъятия и, наоборот, экономического стимулирования рационального природопользования. 3. Реформирование сельскохозяйственных предприятий, изменение их специализации, фондооснащенности и трудообеспеченности требуют приведения состава, площадей и структуры земельных угодий в соответствие с новыми экономическими параметрами хозяйств и перспективами их развития, возможностью освоения и улучшения земельных угодий. 4. Низкая сельскохозяйственная освоенность территории и естественная продуктивность земель в России определяют необходимость проведения большого объема культуртехнических работ и мелиорации. Поэтому задача сельскохозяйственного освоения, мелиорации и организации рационального использования земли в России является определяющей в повышении эффективности землепользования. 5. Развитие процессов эрозии, загрязнение, заражение и деградация почв требуют осуществления комплекса мер по консервации земель, организации рационального использования и охраны. В связи с вышеизложенным при организации и проведении землеустроительных работ необходимы: · разработка для всех реорганизованных сельскохозяйственных предприятий проектов землеустройства как основных документов создания условий для рационального землепользования; · паспортизация каждого участка (землевладения, землепользования), определение режима и условий использования земель с фиксацией в документах, удостоверяющих право собственности, а также в экологических паспортах, позволяющих наладить мониторинг земель; · решение проблемы оптимальных размеров землевладений и землепользовании в зависимости от различных природных, экономических условий, форм хозяйствования и регулирования этих проблем при межхозяйственном землеустройстве, формировании новых и упорядочении существующих территориальных объектов; · совершенствование системы землеустроительного проектирования как основы для внедрения в производство комплекса мероприятий по организации производства, территории и охране земель. Большие изменения в сельскохозяйственном землевладении и землепользовании произошли в 1991—1999 гг. под влиянием социально-экономических и земельных преобразований, осуществленных в ходе первых этапов земельной реформы. Изучение этих изменений и их учет должны быть положены в основу организации рационального землепользования и землеустройства сельскохозяйственных предприятий при внутрихозяйственном землеустройстве.
Организация рационального использования и охраны земель - 4.0 out of
5
based on
1 vote
|
Материалы по темам:Основи картографії |