Решение организации террито­рии сельскохозяйственных предприятий

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.50 (1 Голос)

Сельскохозяйственные предприятия (организа­ции)

Основные производители продоволь­ствия и сырья для народнохозяйственного комплекса страны. Поэтому организация рационального ис­пользования земли и ее охрана — важная государ­ственная задача.

Взаимоувязанное решение организации террито­рии сельскохозяйственных предприятий с системами ведения хозяйства, земледелия, а также с организаци­ей производства, труда и управления осуществляют в процессе внутрихозяйственного землеустройства. То есть внутрихозяйственное землеустройство представ­ляет собой комплекс землеустроительных работ, в процессе которых производство отдельного хозяйства привязывают к каждому конкретному участку земли с учетом его качественного состояния, пространствен­ных характеристик (удаленности от населенных пун­ктов и ферм, конфигурации, степени расчлененности и т. п.). В результате решают три очень важные зада­чи.

Во-первых, обеспечивается повышение экономи­ческой эффективности данного хозяйства за счет правильного использования земель; во-вторых, со­здаются условия для воспроизводства почвенного плодородия, что закладывает фундамент экологичес­кой стабильности территории; в-третьих, решаются социальные проблемы села в результате улучшения условий жизни, труда и отдыха работников.

Внутрихозяйственное землеустройство проводят только на землях сельскохозяйственных предприя­тий; оно имеет свою методику и содержание. На зем­ли, находящиеся в ведении сельской (поселковой) администрации, расположенные в черте сельских насе­ленных пунктов, разрабатывают проекты планировки и застройки; на земли лесного фонда — проекты ле­соустройства; на земли городов — градостроительные проекты, а на земли сельскохозяйственного назначе­ния в черте городов — проекты земельно-хозяйствен­ного устройства. На земли промышленности, транс­порта и иного несельскохозяйственного назначения разрабатывают проекты планировки, а на земли кол­лективных садов — проекты организации территории.

Таким образом, внутрихозяйственное землеуст­ройство — это отдельный вид землеустройства и са­мостоятельный раздел землеустроительного проекти­рования.

Происходящие крупные преобразования в эконо­мике страны и агропромышленном комплексе суще­ственно изменили организационно-правовые и орга­низационно-территориальные формы сельскохозяй­ственных предприятий, формы собственности на землю и другие средства производства, земельные от­ношения; нарушили организацию производства, тру­да и управление в них; снизили эффективность ис­пользования земельных, денежно-материальных и трудовых ресурсов.

В результате существенно увеличилось число сель­скохозяйственных предприятий, нарушились их гра­ницы, площади, организация производства и терри­тории.

Так, если к началу земельной реформы в России в 1990 г. насчитывалось чуть более 25 тыс. сельскохо­зяйственных предприятий, в том числе 12 363 колхоза и 12 865 совхозов, то в 1996—1999 гг. их число превы­сило 300 тыс., среди которых числилось 16 098 акцио­нерных обществ и товариществ, 5867 колхозов, 1903 ассоциации крестьянских хозяйств, 3749 государ­ственных и муниципальных предприятий, занимаю­щихся сельскохозяйственным производством, 4335 подсобных сельскохозяйственных предприятий, око­ло 260 тыс. крестьянских хозяйств.

Под влиянием социально-экономических условий, складывающихся в стране, формы хозяйствования продолжают постоянно меняться.

На территории бывших колхозов и совхозов по­явилось множество посторонних землевладельцев и землепользователей. В ряде хозяйств число собствен­ников, включая владельцев земельных долей, доходит до 2...3тыс. и более.

Кроме того, в границах сельскохозяйственных предприятий, в особенности в густонаселенных райо­нах, появились большие площади, требующие особо­го режима и условий использования, имеющие обре­менения (сервитуты) и ограничения.

В зависимости от района расположения сельско­хозяйственных предприятий доля таких земель дос­тигает 15...60 % их площади и более.

В результате земельной реформы возникли недо­статки землевладения и землепользования: дальнозе­мелье, чересполосица, вклинивание, вкрапливание, изломанность и неправильное расположение границ.

Примерно 10 % земель обследованных хозяйств Центрального экономического района не использо­вались, находились под залежью или в лучшем случае под многолетними травами четырех—шестилетнего пользования. Освоенные севообороты занимали только около четверти площади против 85 % в 1991 г. Площадь под дорогами, межами, клиньями возросла с 1 до 5 % и была выключена из сельскохозяйственно­го оборота.

По данным социологического опроса руководите­лей ряда реформированных коллективных сельскохо­зяйственных предприятий и глав крестьянских хо­зяйств, 84 % из них считают, что проведение меро­приятий по повышению плодородия почв и мелиора­ции земель за годы реформы ухудшилось; 66,3 % указывают на неудовлетворительное состояние ин­фраструктуры (плохое качество или отсутствие дорог, недостаточное водоснабжение, ухудшение социаль­но-бытовых и культурных условий); 93,6 % отмечают, что на их землях произошли значительные организа­ционно-хозяйственные и организационно-террито­риальные изменения.

В результате анализа итогов производственной дея­тельности ряда сельскохозяйственных предприятий Центрального экономического района было установле­но, что перераспределенные в ходе земельной реформы площади сильно повлияли на экономическую эффек­тивность производства, а большое изъятие земель сни­зило эффективность всех форм хозяйствования.

Выборочные почвенные обследования, а также данные научно-исследовательских и производствен­ных организаций свидетельствуют о том, что каче­ственное состояние земель, плодородие почв про­должают ухудшаться, в почвах большинства регио­нов страны складывается отрицательный баланс гу­муса, ценные сельскохозяйственные угодья зарастают кустарником и мелколесьем, выбывают из оборота.

Складывавшееся в последние годы в среде полито­логов мнение о ненужности внутрихозяйственного землеустройства и его финансировании только за счет средств земельных собственников полностью ис­черпало себя и нанесло большой ущерб сельскохо­зяйственному производству. В условиях переходной экономики внутрихозяйственное землеустройство — это дело особой государственной важности, которое позволит сельскохозяйственному производителю встать на ноги за счет организации эффективного ис­пользования и охраны его земель. Оно должно нахо­диться под контролем государства, которое обязано его организовывать и финансировать. Это доказала практика.

Сельскохозяйственные предприятия, освоившие проекты внутрихозяйственного землеустройства, продолжающие иметь четкую организацию террито­рии, систему севооборотов и сохранившие в целом организационно-производственную структуру, про­изводственные связи, приспособившиеся вследствие этого к новым экономическим условиям хозяйствова­ния, имеют более высокую экономическую эффек­тивность производства, чем другие хозяйства. Так, из 152 обследованных хозяйств с освоенными проекта­ми землеустройства было только 28. При одинаковой фондовооруженности и трудообеспеченности в этих 28 хозяйствах на 100 га сельскохозяйственных угодий было произведено на 40 % больше валовой продук­ции, на 46 % выше производительность труда и на 35 % больше фондоотдача, чем в остальных сельско­хозяйственных предприятиях.

В них также были выше сельскохозяйственная ос­военность и распаханность территории, лучше ис­пользовались земля, трудовые ресурсы, производ­ственные фонды и, как следствие, была больше рентабельность производства. Этим доказывается то, что даже при нестабильной экономической ситуации внутрихозяйственное землеустройство, проявляюще­еся в данном случае в форме рациональной террито­риальной организации производства, является одним из основных факторов повышения эффективности сельского хозяйства.

Мероприятия по организации рационального ис­пользования и охраны земель сельскохозяйственного предприятия осуществляются на основе проекта внутрихозяйственного землеустройства.

Проект внутрихозяйственного землеустройства 

Это комплексный документ. Разрабатывает его груп­па специалистов, в составе которой имеются землеус­троители, агрономы, экономисты, почвоведы. К ра­боте над проектом привлекают геодезистов, мелиора­торов, дорожников, зоотехников, а также руко­водителей и специалистов хозяйств. Руководит со­ставлением проекта внутрихозяйственного землеуст­ройства главный инженер проекта, назначаемый из числа опытных инженеров-землеустроителей.

Землеустроитель-проектировщик помимо земле­устроительных дисциплин должен хорошо знать тех­нологию и организацию сельскохозяйственного про­изводства, земледелие и растениеводство, животно­водство, дорожное и строительное дело, экономику сельскохозяйственных предприятий и др.

В новых экономических условиях при переходе к многообразным формам земельной собственности, развитии многоукладного хозяйства, реорганизации и перестройке сельскохозяйственного производства, кардинальном изменении земельных отношений внутрихозяйственное землеустройство приобретает новый смысл и содержание.

Поэтому традиционный проект внутрихозяйствен­ного землеустройства в чистом, классическом виде уже не может решать всех задач, стоящих перед сель­скохозяйственным предприятием не только в области организации территории, но и особенно в области регулирования внутрихозяйственных земельных от­ношений и природоохранной сфере.

В данном учебнике сделана попытка увязать сло­жившиеся классические приемы землеустроительно­го проектирования, которые должен уметь применять инженер-землеустроитель, с изменившимися услови­ями землеустройства, имеющими место на террито­рии реорганизованных сельскохозяйственных пред­приятий.

Это особенно важно сейчас, когда были реформи­рованы практически все сельскохозяйственные пред­приятия России и комплекс землеустроительных ра­бот на их территории, по существу, надо начинать за­ново.

Учебник соответствует новому Государственному образовательному стандарту и программе курса «Зем­леустроительное проектирование».


Решение организации террито­рии сельскохозяйственных предприятий - 4.0 out of 5 based on 1 vote