Литература
Справочная информация
Для учебы
Решение организации территории сельскохозяйственных предприятийСельскохозяйственные предприятия (организации)Основные производители продовольствия и сырья для народнохозяйственного комплекса страны. Поэтому организация рационального использования земли и ее охрана — важная государственная задача. Взаимоувязанное решение организации территории сельскохозяйственных предприятий с системами ведения хозяйства, земледелия, а также с организацией производства, труда и управления осуществляют в процессе внутрихозяйственного землеустройства. То есть внутрихозяйственное землеустройство представляет собой комплекс землеустроительных работ, в процессе которых производство отдельного хозяйства привязывают к каждому конкретному участку земли с учетом его качественного состояния, пространственных характеристик (удаленности от населенных пунктов и ферм, конфигурации, степени расчлененности и т. п.). В результате решают три очень важные задачи. Во-первых, обеспечивается повышение экономической эффективности данного хозяйства за счет правильного использования земель; во-вторых, создаются условия для воспроизводства почвенного плодородия, что закладывает фундамент экологической стабильности территории; в-третьих, решаются социальные проблемы села в результате улучшения условий жизни, труда и отдыха работников. Внутрихозяйственное землеустройство проводят только на землях сельскохозяйственных предприятий; оно имеет свою методику и содержание. На земли, находящиеся в ведении сельской (поселковой) администрации, расположенные в черте сельских населенных пунктов, разрабатывают проекты планировки и застройки; на земли лесного фонда — проекты лесоустройства; на земли городов — градостроительные проекты, а на земли сельскохозяйственного назначения в черте городов — проекты земельно-хозяйственного устройства. На земли промышленности, транспорта и иного несельскохозяйственного назначения разрабатывают проекты планировки, а на земли коллективных садов — проекты организации территории. Таким образом, внутрихозяйственное землеустройство — это отдельный вид землеустройства и самостоятельный раздел землеустроительного проектирования. Происходящие крупные преобразования в экономике страны и агропромышленном комплексе существенно изменили организационно-правовые и организационно-территориальные формы сельскохозяйственных предприятий, формы собственности на землю и другие средства производства, земельные отношения; нарушили организацию производства, труда и управление в них; снизили эффективность использования земельных, денежно-материальных и трудовых ресурсов. В результате существенно увеличилось число сельскохозяйственных предприятий, нарушились их границы, площади, организация производства и территории. Так, если к началу земельной реформы в России в 1990 г. насчитывалось чуть более 25 тыс. сельскохозяйственных предприятий, в том числе 12 363 колхоза и 12 865 совхозов, то в 1996—1999 гг. их число превысило 300 тыс., среди которых числилось 16 098 акционерных обществ и товариществ, 5867 колхозов, 1903 ассоциации крестьянских хозяйств, 3749 государственных и муниципальных предприятий, занимающихся сельскохозяйственным производством, 4335 подсобных сельскохозяйственных предприятий, около 260 тыс. крестьянских хозяйств. Под влиянием социально-экономических условий, складывающихся в стране, формы хозяйствования продолжают постоянно меняться. На территории бывших колхозов и совхозов появилось множество посторонних землевладельцев и землепользователей. В ряде хозяйств число собственников, включая владельцев земельных долей, доходит до 2...3тыс. и более. Кроме того, в границах сельскохозяйственных предприятий, в особенности в густонаселенных районах, появились большие площади, требующие особого режима и условий использования, имеющие обременения (сервитуты) и ограничения. В зависимости от района расположения сельскохозяйственных предприятий доля таких земель достигает 15...60 % их площади и более. В результате земельной реформы возникли недостатки землевладения и землепользования: дальноземелье, чересполосица, вклинивание, вкрапливание, изломанность и неправильное расположение границ. Примерно 10 % земель обследованных хозяйств Центрального экономического района не использовались, находились под залежью или в лучшем случае под многолетними травами четырех—шестилетнего пользования. Освоенные севообороты занимали только около четверти площади против 85 % в 1991 г. Площадь под дорогами, межами, клиньями возросла с 1 до 5 % и была выключена из сельскохозяйственного оборота. По данным социологического опроса руководителей ряда реформированных коллективных сельскохозяйственных предприятий и глав крестьянских хозяйств, 84 % из них считают, что проведение мероприятий по повышению плодородия почв и мелиорации земель за годы реформы ухудшилось; 66,3 % указывают на неудовлетворительное состояние инфраструктуры (плохое качество или отсутствие дорог, недостаточное водоснабжение, ухудшение социально-бытовых и культурных условий); 93,6 % отмечают, что на их землях произошли значительные организационно-хозяйственные и организационно-территориальные изменения. В результате анализа итогов производственной деятельности ряда сельскохозяйственных предприятий Центрального экономического района было установлено, что перераспределенные в ходе земельной реформы площади сильно повлияли на экономическую эффективность производства, а большое изъятие земель снизило эффективность всех форм хозяйствования. Выборочные почвенные обследования, а также данные научно-исследовательских и производственных организаций свидетельствуют о том, что качественное состояние земель, плодородие почв продолжают ухудшаться, в почвах большинства регионов страны складывается отрицательный баланс гумуса, ценные сельскохозяйственные угодья зарастают кустарником и мелколесьем, выбывают из оборота. Складывавшееся в последние годы в среде политологов мнение о ненужности внутрихозяйственного землеустройства и его финансировании только за счет средств земельных собственников полностью исчерпало себя и нанесло большой ущерб сельскохозяйственному производству. В условиях переходной экономики внутрихозяйственное землеустройство — это дело особой государственной важности, которое позволит сельскохозяйственному производителю встать на ноги за счет организации эффективного использования и охраны его земель. Оно должно находиться под контролем государства, которое обязано его организовывать и финансировать. Это доказала практика. Сельскохозяйственные предприятия, освоившие проекты внутрихозяйственного землеустройства, продолжающие иметь четкую организацию территории, систему севооборотов и сохранившие в целом организационно-производственную структуру, производственные связи, приспособившиеся вследствие этого к новым экономическим условиям хозяйствования, имеют более высокую экономическую эффективность производства, чем другие хозяйства. Так, из 152 обследованных хозяйств с освоенными проектами землеустройства было только 28. При одинаковой фондовооруженности и трудообеспеченности в этих 28 хозяйствах на 100 га сельскохозяйственных угодий было произведено на 40 % больше валовой продукции, на 46 % выше производительность труда и на 35 % больше фондоотдача, чем в остальных сельскохозяйственных предприятиях. В них также были выше сельскохозяйственная освоенность и распаханность территории, лучше использовались земля, трудовые ресурсы, производственные фонды и, как следствие, была больше рентабельность производства. Этим доказывается то, что даже при нестабильной экономической ситуации внутрихозяйственное землеустройство, проявляющееся в данном случае в форме рациональной территориальной организации производства, является одним из основных факторов повышения эффективности сельского хозяйства. Мероприятия по организации рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного предприятия осуществляются на основе проекта внутрихозяйственного землеустройства. Проект внутрихозяйственного землеустройстваЭто комплексный документ. Разрабатывает его группа специалистов, в составе которой имеются землеустроители, агрономы, экономисты, почвоведы. К работе над проектом привлекают геодезистов, мелиораторов, дорожников, зоотехников, а также руководителей и специалистов хозяйств. Руководит составлением проекта внутрихозяйственного землеустройства главный инженер проекта, назначаемый из числа опытных инженеров-землеустроителей. Землеустроитель-проектировщик помимо землеустроительных дисциплин должен хорошо знать технологию и организацию сельскохозяйственного производства, земледелие и растениеводство, животноводство, дорожное и строительное дело, экономику сельскохозяйственных предприятий и др. В новых экономических условиях при переходе к многообразным формам земельной собственности, развитии многоукладного хозяйства, реорганизации и перестройке сельскохозяйственного производства, кардинальном изменении земельных отношений внутрихозяйственное землеустройство приобретает новый смысл и содержание. Поэтому традиционный проект внутрихозяйственного землеустройства в чистом, классическом виде уже не может решать всех задач, стоящих перед сельскохозяйственным предприятием не только в области организации территории, но и особенно в области регулирования внутрихозяйственных земельных отношений и природоохранной сфере. В данном учебнике сделана попытка увязать сложившиеся классические приемы землеустроительного проектирования, которые должен уметь применять инженер-землеустроитель, с изменившимися условиями землеустройства, имеющими место на территории реорганизованных сельскохозяйственных предприятий. Это особенно важно сейчас, когда были реформированы практически все сельскохозяйственные предприятия России и комплекс землеустроительных работ на их территории, по существу, надо начинать заново. Учебник соответствует новому Государственному образовательному стандарту и программе курса «Землеустроительное проектирование».
Решение организации территории сельскохозяйственных предприятий - 4.5 out of
5
based on
2 votes
|
Материалы по темам:Основи картографії |