Перераспределение земель, перспективы их использования и охраны

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.50 (4 Голоса)

ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ, ПЕРСОСТИВЫ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ

На основе сведений и материалов, полученных при проведении подготовительных работ, формируют межотраслевую систему использования земель административного района. В систему включают земли, находящиеся в ведении органов государственного и муниципального управления, отраслевых министерств и ведомств и относящиеся к различным категориям земельного фонда: сельскохозяйственного назначения; населенных пунктов (городов и других поселений); промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения; особо охраняемые (природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения); лесного и водного фондов; запаса.

Анализ состояния и оценку уровня использования земельных ресурсов, определение перспектив развития землепользования административного района производят по каждой категории земель, исходя из их приоритетности в конкретных природных, экономических и социальных условиях.

К наиболее существенным вопросам перераспределения земель с целью улучшения их использования и охраны относятся: устранение недостатков в целевом (отраслевом) распределении земельных ресурсов и повышение научной обоснованности мероприятий, проводимых в рамках земельной реформы; приведение земельно-ресурсной базы различных отраслей в соответствие с перспективами развития производства и отраслевой пригодностью земель; достижение оптимальных пропорций между земельной обеспеченностью, наличием и размещением трудовых ресурсов, материально-техническими и инвестиционными возможностями; создание предпосылок для стабилизации экологической обстановки и окультуривания ландшафтов.

Научно-информационной основой перераспределения земель служит эколого-хозяйственное районирование территории. По комплексу первичных природных факторов (рельеф, почвы, подстилающие породы и т. д.) и совокупности социально-экономических условий устанавливают отраслевую пригодность земель (для сельского или лесного хозяйства; городского, промышленного или водохозяйственного строительства; охраны и воспроизводства природной среды). Целесообразность полной или частичной (поэтапной) реализации схемы эколого-хозяйственного районирования определяется с учетом ожидаемых изменений социально-экономических условий.

Земли сельскохозяйственного назначения (сельскохозяйственных предприятий, организаций и граждан) в соответствии с законодательством находятся в приоритетном положении, так как служат источником продуктов питания для населения и многих видов сырья для промышленной переработки. Самый важный их признак — плодородие.

Уровень использования и охраны сельскохозяйственных земель, возможность их перераспределения оценивают по следующим показателям:

- наличию площадей, непригодных для земледельческого использования из-за природных или приобретенных свойств (с малым гумусовым горизонтом, засоленных, переувлажненных, эродированных и т. д.);

- возможности их перераспределения в пользу лесного или водного хозяйства, для расширения территорий или размещения новых промышленных и других несельскохозяйственных предприятий и организаций;

- целесообразности передачи для сельскохозяйственного использования плодородных земель из других категорий;

- наличию и состоянию особо ценных сельскохозяйственных угодий, а также нуждающихся в специальном режиме использования, ограничивающем права землепользователей (землевладельцев) или подлежащих выделению в особо охраняемые территории;

- необходимости и масштабу проведения земельно - и природоохранных мероприятий, улучшения и восстановления сельскохозяйственных угодий за счет орошения, осушения, рекультивации, землевания.

При формировании земельно-ресурсной базы сельского хозяйства района стоят задачи наиболее полного, эффективного, экологически безопасного использования всех земель, пригодных для рентабельного производства продукции, экономного использования энергоресурсов.

Площадь земель сельскохозяйственного назначения устанавливают с учетом возможной передачи их части из фонда перераспределения организациям и гражданам для ведения сельского хозяйства, а также вовлечения в производство новых мелиорированных и освоенных земель или изъятия неиспользуемых и нерационально используемых.

Земли лесного фонда (лесохозяйственных предприятий) являются преобладающими в значительной части административных районов Нечерноземной зоны, Уральского, Сибирского, Дальневосточного регионов. Вместе с тем малые площади лесных земель в степной зоне не умаляют, а, наоборот, повышают актуальность рациональной организации лесохозяйственного и аграрного производства.

Для использования и охраны земель лесного фонда имеют значение:

- оптимальные параметры лесистости территории и комплексное многоцелевое использование лесных земель;

- увеличение воздействия леса на окружающую природную среду, возрастание его роли в организации территории (экологический каркас);

- выявление возможности и целесообразности расширения площадей лесных земель за счет других категорий земельного фонда или их сокращения (малоценные леса, кустарники, мелколесье) путем трансформации в сельскохозяйственные угодья, размещения подсобных хозяйств, коллективных садов и огородов, строительства промышленных и других предприятий;

- предоставление земель лесохозяйственных предприятий для сенокошения и пастьбы скота без ущерба для лесного хозяйства.

Совершенствование земельно-ресурсной базы лесного хозяйства, осуществляемое в ходе землеустройства административного района, имеет долговременные последствия. Оно предполагает повышение лесистости в безлесных регионах и организацию рационального лесопользования в лесных зонах.

В категории Земель населенных пунктов За годы реформы произошли коренные изменения, которые затронули их правовой статус, размеры и размещение. Земли населенных пунктов исключены из состава прежних сельскохозяйственных и лесохозяйственных землевладений и землепользовании и переданы в ведение сельских и поселковых органов самоуправления. Дополнительно выделены площади приусадебных земель, сенокосов и пастбищ. Распоряжение землей в местах проживания сельских и поселковых жителей и в местах производственной деятельности осуществляется различными управленческими инстанциями.

При перераспределении первостепенное значение придают соответствию использования земель сельских и поселковых населенных пунктов их целевому назначению, уровню земельной обеспеченности жителей, организации сервисного обслуживания при обработке приусадебных участков, улучшению сенокосов и пастбищ. Дефицит земель может быть восполнен за счет районного фонда перераспределения, а избыток подлежит изъятию и передаче нуждающимся гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям. На территории населенных пунктов при необходимости выделяют земли особого режима использования и охраны.

Землеустройство района должно создавать необходимые условия для динамичного развития всех населенных пунктов, возвращения им полноценной хозяйственной роли, а в ряде случаев — строительства усадеб крестьянских (фермерских) хозяйств и малых кооперативов.

Земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения Рассматривают в схеме землеустройства административного района с позиции рационального использования по целевому назначению и как объект отрицательного воздействия на природную среду. При этом решают вопросы: соответствия площади землеемких промышленных объектов, имеющих очистные сооружения, карьеры, резервные территории, санитарно-защитные зоны, лесо - и водохозяйственных предприятий действующим нормативам, аналогам и типовым проектам;

- наличия, изъятия и использования по новому назначению земель, пригодных для ведения сельского или лесного хозяйства;

- выделения дополнительных площадей в случае расширения промышленных предприятий вне городов и поселков городского типа;

- сокращения и устранения выбросов вредных веществ и производственных отходов;

- своевременного проведения работ по рекультивации нарушенных земель;

- установления экологически безопасного режима использования земель, в том числе на особо охраняемых территориях.

Общим правилом формирования несельскохозяйственного землепользования является строжайшая экономия земель при строительстве и эксплуатации промышленных объектов. Ограничительный подход к использованию земель в промышленности и других отраслях, не связанных с получением биологической продукции, стимулирует совершенствование технического и технологического оснащения производств и предприятий.

В перечень задач, решаемых при организации использования Земель водного фонда (занятых гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, включая полосы отвода вдоль естественных и искусственных водоисточников), входят:

- передача территорий водохозяйственного назначения в состав этой категории;

- определение потребности отрасли в земельно-ресурсной базе для строительства водохранилищ, прудов, магистральных межхозяйственных каналов, выделения охранных зон и т. д.;

- защита водохозяйственных объектов от загрязнения, а смежных территорий от подтопления и т. д.

Основанием для включения в состав земель водного фонда новых площадей служат схемы и проекты мелиоративного и водохозяйственного строительства. Одновременно могут использоваться укрупненные нормативы. Под размещение водохозяйственных объектов занимают малопродуктивные земли с хорошими гидрогеологическими и ограниченными агроэкологическими свойствами.

Земли запаса Характеризуются, как правило, удаленностью от населенных пунктов, низким плодородием, территориальной разобщенностью.

Для рационального использования земель запаса актуальны:

- установление природной и хозяйственной пригодности для эффективной производственной деятельности;

- выделение территорий с особым охранным режимом пользования;

- передача земель конкретным землевладельцам и землепользователям;

- разработка мероприятий по повышению плодородия, орошению, осушению, обводнению.

В последние годы к землям запаса были отнесены фонды перераспределения и земельные участки, оставшиеся после бесплатной передачи в общую совместную или долевую собственность (при реорганизации колхозов и совхозов). Они должны предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность, пожизненное наследуемое владение, пользование, долгосрочную аренду.

Земли особо охраняемых территорий (природоохранного, при-родозаповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения) выделены в самостоятельную категорию в соответствии с Земельным кодексом РСФСР 1991 г. Их площади и размещение наиболее динамичны в сравнении с другими категориями земель.

Устройство особо охраняемых территорий предусматривает проверку соответствия земельно-учетных данных фактическому размещению земель этой категории, их наличия в составе других землевладений и землепользовании, предназначенных для производственной деятельности. Устанавливают необходимость включения в состав особо охраняемых территорий дополнительных площадей в целях улучшения экологической обстановки, определяют порядок их охраны и режим использования.

Итогом разработки этой части схемы землеустройства административного района служит межотраслевой земельный баланс.

Перераспределение земель, перспективы их использования и охраны - 4.5 out of 5 based on 4 votes