Землеустройство в районе

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.50 (2 Голоса)

СИСТЕМА ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА В РАЙОНЕ.

ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА.

Для организации рационального использования и охраны земель, осуществления землеустроительных мероприятий, увязки их с размещением производительных сил и системой земельных отношений административный район представляет собой наилучшую территориальную единицу. Именно здесь сосредоточены административные органы, осуществляющие местное самоуправление, обладающие необходимыми финансовыми, организационными и другими возможностями. На этом уровне имеется сложившийся хозяйственно-экономический комплекс, включающий систему предприятий, производственную и социальную инфраструктуру, а также соответствующие природные и экономические ресурсы.

В соответствии с законодательством (Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г.) административный район представляет собой муниципальное образование — совокупность городских и сельских поселений, объединенных общей территорией, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, используются природные и экономические ресурсы, формируются муниципальная собственность и местный бюджет. В компетенцию районных властей входят практически все вопросы, затрагивающие интересы проживающего здесь населения:

- владение, использование и распоряжение земельными и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности, контроль за использованием земель в границах района;

- комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;

- регулирование планировки, застройки, благоустройства и озеленения, использование водных объектов, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, дорожное строительство и содержание дорог;

- участие в охране окружающей среды и др.

Административный район как муниципальное образование имеет право принимать устав, определяющий, в частности, порядок владения, пользования и распоряжения земельной и иной собственностью на его территории. Последняя включает в себя все земли района независимо от форм собственности и целевого назначения.

Как и прежде, административный район остается основной территориальной единицей хозяйственного развития и природопользования. Более того, правомочия органов районного самоуправления в последние годы заметно расширились. Соответственно возрастает роль землеустройства административных районов в обеспечении устойчивого и сбалансированного развития территории. Так, в ведение районной администрации переданы следующие землеустроительные действия:

- управление земельным хозяйством района;

- изъятие и предоставление земельных участков гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям;

- осуществление землеустройства;

- земельный кадастр и мониторинг земель;

- взимание платы за землю и др.

Приоритет административных районов распространяется и на создание специальных фондов перераспределения земель, реорганизацию колхозов и государственных сельхозпредприятий с установлением земельных и имущественных долей, организацию крестьянских (фермерских) хозяйств. Это также обусловлено объективной необходимостью единого подхода к землеустройству в рамках данной территории.

Землеустройство административного района — это социально-экономический, эколого-хозяйственный процесс и система мероприятий по организации рационального использования и охране земель, регулированию землевладения, землепользования и земельных отношений в районе, по территориальному устройству предприятий и хозяйств, окультуриванию природных ландшафтов. Эта система координирует межхозяйственное и внутрихозяйственное землеустройство в качестве предпроектного действия и технико-экономического обоснования.

Существенное расширение и усложнение управленческих функций районного звена, необходимость упорядочить действия, проводимые в ходе земельной реформы, повышают значимость землеустройства районов, его согласованности с землеустроительными операциями на других уровнях управления, хозяйствования и природопользования.

Главная цель районного землеустройства — эффективное землевладение и землепользование, территориальная организация и размещение производства и предприятий, рациональное осуществление природоохранных мероприятий. Оценочными критериями здесь служат 'экологическая надежность, социальная приемлемость, экономическая эффективность. Вместе с внутрихозяйственным и межхозяйственным землеустройством оно определяет структуру и параметры землепользования в стране, регионах и субъектах Федерации.

Задачи землеустройства административных районов вытекают из его предназначения. К ним относятся:

- создание благоприятных территориальных предпосылок для социально-экономических преобразований в сельской местности и перехода к регулируемому рыночному хозяйствованию;

- организация комплексного многоцелевого использования земельных ресурсов района посредством их разумного перераспределения для обеспечения разнообразных производств и предприятий необходимой земельно-ресурсной базой и формирования многоукладной экономики;

- совершенствование использования земель в отраслях агропромышленного комплекса в соответствии с действующим земельным законодательством, агроэкологическим качеством земель, размещением сельских поселений, инфраструктурной обеспеченностью;

- окультуривание и поддержание устойчивости ландшафтов, организация надежной охраны земельных и иных природных ресурсов.

СХЕМА ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА РАЙОНА

Как было показано ранее, землеустроительное проектирование включает предпроектный этап, на котором решаются крупные по содержанию и территориальному охвату проблемы организации рационального использования и охраны земель. Наиболее полно задачи предпроектного этапа отражаются в землеустройстве административного района, которое предшествует межхозяйственному и внутрихозяйственному землеустройству и является их концептуальной основой.

Актуальность схем землеустройства районов определяется следующими обстоятельствами:

- их ролью как связующего звена между прогнозированием, планированием и проектированием в землеустройстве;

- необходимостью интеграции землеустроительной науки и производственной практики;

- локализацией многих землеустроительных действий на районном уровне.

Внутрихозяйственное и межхозяйственное землеустройство, а также устройство массивов и участков угодий в ходе рабочего проектирования представляют собой низовые самостоятельные звенья практической организации территории. Сферой их осуществления служат конкретные производственно-территориальные объекты, землевладения и землепользования, природные комплексы, многочисленные и разнообразные по составу естественных и хозяйственных условий участки земли.

Вместе с тем предприятия и хозяйства (коллективные и индивидуальные) независимо от отраслевой принадлежности имеют тесные территориальные связи, единые инфраструктуры, сервисное и рыночное обслуживание. Обособленное функционирование каждого из них невозможно. Нежелательна также излишняя дифференциация организации природопользования. Поэтому производственная и иная деятельность предприятий и хозяйств должна быть согласована в рамках определенной территории с помощью технико-экономического обоснования ее устройства. Как свидетельствует практика местного самоуправления и землеустройства, наиболее целесообразной сферой пространственного взаимодействия и согласования производственной и природоохранной деятельности граждан, предприятий и хозяйств является территория административного района, а наиболее пригодным и оправдавшим себя на практике видом землеустроительных работ — разработка районного землеустройства.

Территорию района составляют земли различных категорий: сельскохозяйственного назначения, городов и поселков, промышленности и транспорта, лесного фонда и др. Организационно-территориальной основой развития любого района служит система землевладения и землепользования, отличающаяся по формам собственности, отраслевой принадлежности, методам хозяйствования. В экологическом отношении территория района выступает как единое и обособленное пространство с неповторимым комплексом природных и экономических условий и особенностями антропогенных воздействий. С точки зрения социальных факторов административные районы характеризуются системой расселения, демографическими тенденциями, структурой населения, системой культурно-бытового обслуживания. Поэтому землеустройство района имеет принципиальные отличия по содержанию и методам осуществления аналогичных действий на областном (краевом, республиканском) уровне или на уровне конкретного предприятия.

По отношению к схемам использования и охраны земельных ресурсов (края, республики) схема землеустройства административного района представляет собой «единичное», частную разработку. Одновременно она является «общим» по отношению к проектам межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства, выполняет функцию реализации стратегических землеустроительных замыслов, разработанных на уровне субъектов Федерации, их преобразования в технические решения землеустроительных проектов.

Районная схема землеустройства — Это комплекс юридических, экономических и технических документов, расчетов и описаний, содержащий научно обоснованные предложения по межотраслевому, межхозяйственному и внутрихозяйственному устройству земель. При ее разработке необходимо обеспечить:

- наиболее полное использование земель в соответствии с их агроэкологическим качеством в отраслях, производящих биологическую продукцию, на основе энерго - и ресурсосберегающих технологий;

- строгий режим экономии земель в отраслях промышленного производства;

- повышение хозяйственной роли мелких и средних сельских населенных пунктов;

- развитие интеграционных связей между землепользователями всех форм собственности и хозяйствования;

- комплексное обустройство сельской местности, предполагающее развитую инфраструктуру, эффективную переработку сельскохозяйственной продукции и сырья, тесную связь производства и потребления, рыночное обслуживание.

Необходимость землеустройства в границах административного района была осознана в конце 60-х годов. Стимулом послужили процессы специализации и концентрации производства на базе межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции. В это время научными учреждениями была отработана методика, на основе которой в 70-е годы землеустроительными организациями были составлены схемы землеустройства большинства административных районов страны.

Практика показала, что разработку такой схемы следует начинать с инвентаризации и ревизии землепользования. Анализируется состояние использования и охраны земель в районе, выделяются особо ценные земли, а также используемые не по целевому назначению, в составе менее ценных сельскохозяйственных угодий, с пониженной продуктивностью относительно кадастровой оценки. Уточняются границы земель различных категорий, землевладений и землепользовании независимо от отраслевой принадлежности, городов, поселков городского типа, сельских населенных пунктов как в пределах их черты, так и других территорий, находящихся в ведении городских, поселковых и сельских органов самоуправления. В результате формируются общая концепция размещения производств и предприятий различных отраслей экономики, реконструкции системы землепользовании района, основные направления улучшения использования и охраны земель.

Конструктивную часть схемы землеустройства административного района составляют разработки по межотраслевому и внутриотраслевому перераспределению земель, реорганизации сложившейся системы землевладений и землепользовании с выделением специальных фондов земель для организации крестьянских (фермерских) и других хозяйств нового типа с различными земельными правомочиями.

Большое внимание уделяется устранению недостатков землепользования, отрицательные хозяйственные последствия которых особенно резко сказываются в условиях рыночной экономики.

Система землевладения и землепользования органически увязывается с системой расселения с целью создания предпосылок для его децентрализации, освоения всех пригодных для использования земель, восстановления хозяйственной роли заброшенных населенных пунктов. Здесь же решаются вопросы размещения и строительства предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, сервисного обслуживания АПК, развития дорожной сети и средств связи.

Природоохранное содержание схемы землеустройства района заключается в агроэкологическом районировании, выделении однородных по природным признакам территорий и использовании полученной информации при решении всех без исключения производственно-территориальных вопросов. Производится уточнение границ особо охраняемых территорий (природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения). Создается эколого-хозяйственная структура (каркас) организации использования и охраны земель.

В заключительной части схемы разрабатывается ее ресурсное обеспечение — определяется потребность в трудовых ресурсах, капитальных вложениях и иных материально-технических средствах. Выделяются этапы в осуществлении мероприятий, предусмотренных схемой, рассчитывается их экономическая эффективность.

Типовая структурная модель схемы землеустройства административного района представлена в табл. 3.

3. Структурная модель схемы землеустройства Административного района

Составные части схемы землеустройства

Основное содержание работ

Перераспределение земель, перспективы их использования и охраны

Обоснование направлений организации использования и охраны земель.

Выделение специальных земельных фондов.

Разработка земельного баланса на перспективу

Развитие и размещение агропромышленного комплекса

Разработка основных направлений развития агропромышленного комплекса района. Установление приоритетных форм хозяйствования.

Разработка предложений по реформированию сельскохозяйственных предприятий

Совершенствование системы землевладений и землепользовании

Формирование перспективной системы землевладений и землепользовании района

Составные части схемы землеустройства

Основное содержание работ

Устранение недостатков землевладений и землепользовании.

Обоснование системы расселения и инфраструктурного обеспечения

Организация угодий

Установление на агроэкологической основе состава и соотношения угодий.

Разработка мероприятий по трансформации и улучшению угодий

Природоохранные мероприятия

Размещение границ особо охраняемых территорий и установление режимов их использования.

Защита земель от всех форм деградации (эрозии, засоления, загрязнения и т. д.)

Эффективность мероприятий схемы землеустройства и их реализация

Расчет эффективности мероприятий.

Определение очередности осуществления мероприятий

Содержание схемы может существенно меняться в зависимости от природных и экономических условий, характера решаемых задач. Так, в начале 80-х годов широкое распространение получила разработка генеральных схем развития внутрихозяйственных дорог колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий как составной части схем землеустройства районов. В настоящее время составляются районные схемы реорганизации колхозов и совхозов, формирования специального фонда перераспределения земель, размещения крестьянских (фермерских) хозяйств и их ассоциаций, природоохранных мероприятий и др.

Указанные документы разрабатываются на перспективу в 5— 15 лет. Длительность расчетного периода определяется состоянием землевладения и землепользования в районе (при устойчивом землепользовании он больше, в условиях нестабильности — короче). Долговременные мероприятия разбиваются на отдельные очереди освоения.

При составлении схем землеустройства административных районов сложился следующий порядок действий:

- проведение подготовительных работ;

- разработка схемы землеустройства;

- рассмотрение и утверждение схемы землеустройства;

- оформление и выдача готовых материалов.

Заказчиками на разработку указанных схем обычно являются органы исполнительной власти, комитеты по земельным ресурсам и землеустройству. Основные исполнители работ — землеустроительные проектные организации и научно-исследовательские учреждения, финансирование производится за счет средств государственного бюджета.

Рабочая документация схемы землеустройства включает графическую и текстовую части. Картографические материалы изготавливаются в масштабе 1:50 000 и 1:100 000 с применением условных знаков и обозначений, принятых в землеустройстве.

Схема землеустройства административного района в натуру не переносится, а реализуется через проекты межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства, землеустроительные рабочие проекты, планы и программы.

Землеустройство в районе - 4.5 out of 5 based on 2 votes